Смертельный удар: в Литве забеспокоились из-за транзита через Белоруссию

© Photo : Social media page of Таможенные органы БеларусиФуры на белорусско-литовской границе, архивное фото
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 27.11.2025
Подписаться
В литовской партии заявили, что решение кабмина закрыть границу с соседней страной из-за метеозондов с контрабандой было "неадекватным"
ВИЛЬНЮС, 27 ноя – Sputnik. Литва может потерять весь свой транзитный бизнес из-за ситуации на границе с Белоруссией, считают в партии "Заря Нямунаса", которая входит в правящую коалицию.
Ранее, еще до возобновления работы литовско-белорусской границы во второй половине ноября, президент Белоруссии Александр Лукашенко предупредил, что литовские фуры, застрявшие в Белоруссии, могут быть конфискованы, если "ситуация не изменится". При этом после возобновления движения через границу двух стран госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил, что литовские грузовики до сих пор остаются на территории Белоруссии из-за нежелания Вильнюса идти на диалог на политическом уровне.
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 25.11.2025
Фуры стоят в Белоруссии из-за отказа Литвы от диалога, заявили в Минске
В "Заре Нямунаса" предупредили, что нынешняя позиция Вильнюса может привести к серьезным потерям для литовской экономики.
"Литва может потерять свой транзитный бизнес. Одиннадцать миллиардов долларов (около 9,5 миллиарда евро) недополученного общего государственного дохода или 14 процентов валового внутреннего продукта (ВВП), — именно столько может стоить ошибка Литвы во внешней политике, если Белоруссия воспользуется ею и реализует свой ультиматум об изъятии застрявших в стране грузовиков", - говорится в заявлении.
В партии считают, что подобные действия со стороны Белоруссии "станут смертельным ударом для компаний, занимающихся грузоперевозками, а также для государственного бюджета".
При этом в партии не видят никаких "признаков решительных действий" со стороны МИД Литвы для безотлагательного решения проблемы.
"Самое ужасное, что литовские грузовики застряли в Белоруссии из-за решения нашего МИД закрыть границу с Белоруссией, даже без предупреждения перевозчиков. Да и само решение закрыть государственную границу из-за метеозондов с контрабандой выглядит неадекватным. Как будто закрытие границы станет каким-то препятствием для пролета воздушных шаров через пограничное ограждение!" – подчеркивают политики.
По мнению "Зари", решения властей в октябре не остановили поток контрабандных товаров. Более того, он вообще не может быть остановлен, поскольку контрабанда спокойно пойдет через Латвию и Польшу.
"Похоже, МИД Литвы пытался наказать Белоруссию, закрыв границу, но на самом деле он лишь наказал литовских перевозчиков, которые ничего не сделали, и даже создал угрозу всему транзитному бизнесу… При этом Польша не только не закрывает границу с Беларусью, но и открывает дополнительные пункты пропуска. То, от чего отказывается Литва, наши соседи с радостью примут!" - заявили в партии.
В этих условиях "Заря Нямунаса" считает, что у МИД Литвы "еще есть время признать и исправить свою ошибку". В партии потребовали срочной встречи с министром иностранных дел Кястутисом Будрисом, а также организовать его переговоры с Национальной ассоциацией автоперевозчиков Литвы Linava.
"Если доводы депутатов Сейма не кажутся министру убедительными, то, возможно, представители Linava смогут его убедить? А если Будрис не желает проводить выгодную Литве внешнюю политику, то, по мнению фракции, он должен уйти в отставку и освободить место для других, кто будет служить интересам нашего государства", - констатировали в организации.
Ранее министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис заявил, что после возвращения застрявших грузовиков из Белоруссии Вильнюс должен уменьшить зависимость перевозчиков от стран, которые могут "шантажировать" его или оказывать "политическое давление".
С ним согласен президент Литвы Гитанас Науседа, который заявил, что балтийская республика не будет поддаваться на "шантаж" со стороны Белоруссии, а сложившуюся ситуацию необходимо разрешить на "техническом уровне".
Глава МИД Литвы Кястутис Будрис, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 26.11.2025
Литва должна снизить зависимость перевозчиков от Белоруссии, решил Будрис
В то же время председатель оппозиционного Демократического союза "Во имя Литвы" Саулюс Сквернялис заявил, что переговоры Литвы с Белоруссией о пограничном урегулировании на политическом уровне являются неизбежными. По его мнению, из-за ситуации с застрявшими перевозчиками Литва "находится на стороне проигравших", а также "пребывает в растерянности".
Председатель Комитета Сейма по иностранным делам Ремигиюс Мотузас и вовсе считает, что литовские перевозчики не прекратят ездить в Россию и Белоруссию по прихоти властей. По его словам, транзит между европейскими и азиатскими странами является большим бизнесом, от которого никто не будет отказываться.

Скандал из-за метеозондов в Литве

В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией до 30 ноября. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
Литовский полицейский со знаком Стоп, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 26.11.2025
Ездили и будут ездить: в Литве не верят, что перевозчики покинут Белоруссию
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли более тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки. По решению правительства границу открыли досрочно, 20 ноября.
В Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой". По данным организации, тысячи транспортных компаний понесли миллионные убытки.
В то же время в МИД Белоруссии отметили, что Вильнюс подобными действиями показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей и Минск "не несет ответственности за его (решения) негативные последствия, которые оказались многогранными – от проблем с грузовым транспортом до существенного ущерба, нанесенного не только белорусским гражданам и бизнесу, самой литовской стороне, но и гражданам третьих стран".
Фуры на белорусско-литовской границе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 24.11.2025
Виноваты перевозчики: в Литве пожалели об открытии границы с Белоруссией
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.
Лента новостей
0