Перевозчики перестали заправлять фуры в Литве из-за подорожания топлива
Подписаться
Эксперты опасаются, что эта тенденция может негативно сказаться на государственных финансах и просят искать решения
ВИЛЬНЮС, 28 янв – Sputnik. Литовские транспортные компании, занимающиеся международными перевозками, ищут более дешевое топливо в соседних странах.
Из-за повышения акциза на дизельное топливо с начала года стоимость топлива в Литве существенно выросла по сравнению с Польшей.
Генеральный секретарь Международного транспортного и логистического альянса Повилас Дрижас утверждает, что многие транспортные компании решили перестать заправлять машины в Литве и делают это только, если нет другого выхода.
"Абсолютное большинство транспортных компаний, работающих в Литве и осуществляющих международные перевозки, с 1 января до минимума сократили заправку топлива в Литве. В настоящее время многие заправляются в Польше или других странах. Компании, обслуживающие Скандинавский регион, уже объезжают Литву, поскольку цены сравнялись со скандинавскими. Математически даже в Швеции заправляться выгоднее", — заявил Дрижас в интервью литовским СМИ.
Из-за разницы в ценах между Литвой и другими странами региона транспортные компании оптимизируют маршруты своих перевозок, чтобы заправляться там, где это дешевле всего.
Подсчитано, что водитель грузовика, заправляющий полный бак топлива в Литве, в настоящее время тратит примерно на сто евро больше, чем при заправке в соседней Польше.
Президент Литовской ассоциации инновационной энергетики и торговли (LIEPA), объединяющей сети автозаправочных станций страны, Кристина Чередниченкайте отметила, что самые большие убытки за первые три недели этого года понесли приграничные АЗС — продажи на них упали на 50 процентов.
"Транспортные компании являются одними из основных клиентов автозаправочных станций, поэтому их решения не заправлять дизельное топливо в Литве имеют тяжелые последствия для сектора розничной торговли топливом, что может оказать прямое влияние на сбор акцизов и выполнение государственных обязательств — от нужд на оборону до социальных", — заявила Чередниченкайте.
По ее мнению, для решения этой проблемы необходимо как можно скорее искать компромиссы с соседними странами и договариваться о совместных решениях, которые способствовали бы снижению конкуренции между государствами и защите экономики страны.
"Мы уже должны смотреть в 2026 год, который, согласно текущим планам повышения акцизов, принесет еще большее подорожание топлива. Здесь необходимо вмешательство руководства государства, чтобы страны начали вести переговоры о более равных условиях, по крайней мере, в нашем регионе. Нынешняя ситуация требует экономической дипломатии. В противном случае эта тенденция может иметь долгосрочные последствия для литовского бюджета", — заявила Чередниченкайте.
По ее словам, Литва могла бы инициировать переговоры с другими странами ЕС о едином налогообложении ископаемого топлива на всей территории ЕС.
"Было бы как минимум полезно достичь соглашения с Польшей, чтобы обе страны могли проводить равную декарбонизацию транспорта, не опираясь на разные налоговые принципы", — считает Чередниченкайте.
С этого года в Литве акцизы на дизельное топливо выросли на 14 процентов, а на бензин — на 7,5 процента.
По данным портала рыночных исследований и сравнения цен Pricer, цены на дизельное топливо в январе выросли в среднем на 20,1 цента (14,1 процента) по сравнению с декабрем и на 11,2 цента (7,4 процента) по сравнению с январем прошлого года, и составили в среднем 1,63 евро за литр.
В то время бензин А95 подорожал на 10,4 цента (7,5 процента) за месяц и на 8,5 цента (5,3 процента) за год — в среднем до 1,49 евро.
Ранее экономист банка Citadele Александр Изгородин заявил, что подорожание дизтоплива напрямую повлияет на цены в продуктовых магазинах.
Литовская экономика столкнулась с серьезными трудностями из-за конфликта на Украине и санкций ЕС против России, которые вызвали резкий рост цен на электроэнергию, топливо и продукты питания в Европе и США. При этом власти Литвы продолжают активно поддерживать санкции, а также призывают к ужесточению ограничений против РФ.
В этих условиях жители балтийской республики вынуждены экономить и сокращать потребление, тогда как многие местные компании увольняют сотрудников, приостанавливают работу и фиксируют спад производства.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.