Крупные заводы Литвы: что построил СССР. Часть 2

© Sputnik / Улозявичюс АудрюсЙонавский завод азотных удобрений
Йонавский завод азотных удобрений - Sputnik Литва, 1920, 17.10.2024
Подписаться
Крупные заводы, возведенные в Литве в период СССР, сегодня играют ключевую роль в экономике. Они стали символами советского наследия, хотя Литва категорически не хочет в этом признаваться, и внесли вклад в технологический прогресс
В первой части обзора советского промышленного наследия в балтийской республике Sputnik Литва рассказал о станкостроительном заводе "Жальгирис", Вильнюсском заводе "Эльфа" и Мажейкяйском НПЗ, который сейчас находится во владении польской корпорации.
Во второй части мы расскажем про автомобильный завод в Каунасе, Клайпедский судостроительный завод и Йонавский завод азотных удобрений.

Каунасский авторемонтный завод

Каунасский авторемонтный завод (KAG) действовал с 1 апреля 1948 года по 15 января 1993 года.

Здесь производились автобусы, предназначенные не только для внутреннего рынка СССР, но и для экспорта. Официально за все время работы предприятие выпустило около 12 тысяч автобусов и специальных машин на их базе. Самый известный, КАГ-3 на базе ГАЗ-51 был настоящим долгожителем — он выпускался с середины 1950-х вплоть до 1980-х.

На заводе работали высококвалифицированные инженеры, а разработками занимались специалисты со всего СССР. Рассказывали, что технологии были поставлены на такой поток, что иногда заказчик мог пригнать "заезженный" автобус и уже к вечеру получить его полностью отремонтированным.
В восьмидесятых каунасским специалистам даже поручили особо важное задание — выполнить капитальный ремонт дизелей "Камаз" для всех балтийских республик.
Однако с восстановлением независимости Литвы довольно быстро изменились экономические условия работы предприятия, оборвались связи с прежними поставщиками и заказчиками. В итоге 15 января 1993 года завод официально прекратил деятельность.

Клайпедский судостроительный завод

Это еще одно важнейшее предприятие, возведенное при участии СССР. Оно стало крупным центром судостроения и ремонта судов.
Завод начали строить по инициативе Министерства судостроительной промышленности (Минсудпрома) СССР в 1952 году. Он был рассчитан на выпуск средних рыболовных траулеров и плавучих доков.
Довольно скоро предприятие стало самым значимым в иерархии судостроительных комплексов СССР.
Как ключевое предприятие в советскую эпоху, судостроительный завод в Клайпеде обеспечивал рабочие места для местных жителей, создавал значительные доходы и вносил вклад в индустриализацию региона. Также он существенно повлиял на технологическое развитие Литвы в области судостроения.

В настоящее время завод "Балтия" остается одним из важнейших игроков в литовской судостроительной индустрии. В сравнении с многими другими советскими предприятиями его судьба сложилась удачно.

Это предприятие до сих пор "кормит" литовскую промышленность, хотя его нынешние обороты не сравнимы с советскими временами.

Йонавский завод азотных удобрений (Achema)

Еще одним важным элементом промышленного комплекса Литвы является Йонавский завод азотных удобрений, известный как Achema. В советское время это предприятие было ключевым поставщиком азотных удобрений для сельского хозяйства. Сегодня Achema остается крупнейшим производителем удобрений в стране, несмотря на попытки литовских властей "похоронить" производство.
В прошлом году завод Achema несколько раз останавливал работу. В последний раз предприятие прекратило производство в середине декабря из-за сильного подорожания природного газа.
В профсоюзе за последний год неоднократно сообщали, что работники массово увольняются с предприятия. Люди недовольны зарплатами и изменившимися условиями труда.
За весь период независимости Литве так и не удалось создать предприятие, которое могло бы конкурировать с Achema на достойном уровне. В случае, если завод будет закрыт, пострадает вся перерабатывающая промышленность Литвы, а цены подскочат как на промышленную продукцию, так и на и без того дорогие продукты питания.

Кто кого "кормил" в СССР?

Крупные заводы, возведенные в Литве в период СССР, сегодня играют ключевую роль в экономике и промышленности страны. Они стали символами советского наследия, хотя республика категорически не хочет в этом признаваться, внесли значительный вклад в технологический прогресс и обеспечивают рабочие места для местного населения.

Несмотря на изменения в политической обстановке и экономической структуре, эти предприятия продолжают играть огромную роль в экономике страны, как бы ни хотели литовские власти "замаскировать" их советское прошлое.

Сегодня балтийские политики нередко выступают с заявлениями о том, что из их республики "выкачивались" все ресурсы и что именно они "дотировали" остальных.
Однако цифры говорят об обратном. Несмотря на многомиллиардные вливания из бюджета ЕС, уровень жизни в Литве остается одним из самых низких в Европе, в то время как в советскую эпоху страны Балтии считались "витриной" СССР.
В итоге благодаря советской экономической политике Литва являлась одной из самых высокоразвитых территорий Союза ССР, куда в приоритетном порядке вливались фонды и ресурсы.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
Лента новостей
0