Не хотят идти в дальнобойщики: Литве грозит дефицит кадров в перевозках

© iStock.com / Milos-MullerГрузовики на шоссе, архивное фото
Грузовики на шоссе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 27.09.2024
Подписаться
В Linava напомнили, что в балтийской республике уже ощущается острая нехватка водителей фур
ВИЛЬНЮС, 27 сен – Sputnik. Если литовские перевозчики останутся без водителей из третьих стран, последствия почувствует вся экономика республики, считает генеральный секретарь Литовской ассоциации автомобильных перевозчиков Linava Зенонас Буйвидас.
После вступления в силу Закона о правовом статусе иностранцев в июле этого года трудоустроить мигрантов в Литве стало сложнее. Кроме того, Буйвидас пожаловался на некоторых политиков, которые предлагают еще больше ужесточить нормы, что сделает въезд мигрантов еще сложнее.

Литве не хватает дальнобойщиков

Генсек ассоциации напомнил, что в балтийской республике уже чувствуется острый дефицит водителей фур. При этом если транспортные компании потеряют возможность нанимать работников из третьих стран, то они столкнутся с "огромными проблемами".

"Наш автопарк — один из самых новых в Европе по количеству и возрасту автомобилей. Однако в Литве никто не готовит профессиональных водителей. Мы не можем найти молодых людей, которые хотели бы заниматься этой работой. Она хорошо оплачивается, но это не самая легкая работа. Как раньше все хотели стать летчиками или космонавтами, так и сейчас все хотят стать программистами", — передают его слова литовские СМИ.

Он также признал, что после того как балтийская республика вошла в состав Евросоюза, большое число литовских дальнобойщиков стали работать в западноевропейских транспортных компаниях, тогда как транспортный парк страны начал быстро расти.

Сложности с трудоустройством иностранцев

В этих условиях литовские перевозчики начали нанимать водителей из третьих стран, в том числе и государств Центральной Азии – Казахстана, Узбекистана и Туркменистана.

"Но и здесь есть свои сложности: рабочие визы отменены, временные виды на жительство выдаются, но процедура их выдачи значительно ужесточена. Стало гораздо сложнее привозить работников из третьих стран. Кроме того, после их приезда в них приходится много вкладывать, чтобы они могли работать на европейском рынке", — заявил Буйвидас.

Кроме того, иностранных работников, которые "познали тонкости работы в Европе", часто переманивают другие перевозчики.

Угроза "почтовых ящиков"

Деятельность бизнесов по временному трудоустройству также создает трудности для транспортных компаний. Так, эти предприятия сдают водителей из третьих стран в аренду иностранным фирмам.
Водитель грузовика за рулем, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 21.09.2024
Некому будет возить грузы: в Литве назвали проблемы транспортного сектора
Перевозчики называют такие компании "почтовыми ящиками", поскольку они предоставляют сотрудникам только адрес. Так, официально в Литву приезжает на работу большое количество водителей, однако на самом деле многие из них трудятся в компаниях из Западной Европы.

"Это серая зона. Так называемые "почтовые ящики" вредны не только для наших перевозчиков, но и для самой страны. Если такой "почтовый ящик" обанкротится или прекратит свою деятельность, наше государство должно будет выплатить какие-то пособия оставшимся без работы водителям", — предупредил генсек Linava.

Требования ЕС разоряют литовских перевозчиков

Еще одна проблема, с которой сталкиваются в этой сфере, — Пакет мобильности, который вводит ограничения на ведение транспортного бизнеса в ЕС. Например, он обязывает перевозчиков возвращать транспортные средства в страну регистрации каждые восемь недель.
Грузовики на шоссе, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 30.08.2024
Куда делись деньги? Литовские перевозчики пожаловались на работу банков
По словам Буйвидаса, принуждение фуры возвращаться в Литву без груза не только влечет за собой огромные убытки для компании, но и совсем не соответствует "зеленому" курсу ЕС.

"Это неопротекционизм, такого инструмента не было предусмотрено ни при вступлении Литвы в Евросоюз, ни в других договорах. Пакет мобильности выгоден только старым членам ЕС", — указывает представитель Linava.

Буйвидас также называет абсурдным требование обеспечить водителям отдых в гостиницах. Он не скрывает, что такое условие трудно выполнить, поскольку в Европе охраняется лишь небольшой процент автостоянок. Так, если оставить груз без присмотра, то он может "очень быстро" исчезнуть. При этом штрафы за несоблюдение этих указаний составляют от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч евро.

"Надо понимать, что водители-дальнобойщики выбирают эту работу ради заработка, они хотят после работы отдохнуть не в гостиничной койке, а у себя дома. Мы очень надеемся, что абсурдные требования к перевозчикам, которые приносят им огромные убытки, будут отменены", — заявил он.

Перевозчики не понимают требований властей

Кроме того, жизнь литовским компаниям осложняет и финансовый сектор страны. Так, банки, опираясь на закон о предотвращении отмывания денег и финансирования терроризма, очень часто даже не информируют перевозчиков о приостановленных платежах или требуют доказать происхождение средств.

"Заморозка средств компании может привести к проблемам с выплатами сотрудникам и партнерам, неуплате налогов и страховок в срок. В какой-то степени мы понимаем, что банки выполняют свою работу, но работа перевозчиков также затрудняется, когда деньги, которые должны были поступить на их счета, где-то застревают", — пожаловался Буйвидас.

Литовским перевозчикам также не хватает "доброй воли" и помощи со стороны других государственных учреждений.

"Например, груз прибывает из США и задерживается на таможне. Как перевозчик узнает, что при отправке этого груза в Казахстан из 700 грузополучателей санкции будут применены к двум? Как перевозчик узнает об этом?" — спрашивает он.

Ранее на фоне роста миграционных потоков Сейм установил годовую квоту в 40 тысяч человек для трудоустройства граждан третьих стран. По мнению главы МВД Агне Билотайте, подобная мера позволит "обеспечить лучший контроль над всеми процессами трудовой миграции в Литве".
Проблемы в транспортном секторе республики обозначились с началом украинского кризиса, перебоев в цепочках поставок, разрыва отношений с Россией и Белоруссией. По деятельности перевозчиков ощутимо ударяют антироссийские санкции, которые Вильнюс активно поддерживает. Кроме того, транспортные компании испытывают нехватку работников и водителей.
Водитель грузовика за рулем, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 03.09.2024
Перевозчики в Литве жалуются на "хаос" с наймом водителей из Средней Азии
В конце 2022 года перевозчики столкнулись с большими штрафами из-за того, что не выполняли новые положения Пакета мобильности.
В секторе не раз подчеркивали, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание транспорта цены на услуги и перевозимые грузы будут расти. В Linava указывали, что транспортные компании находятся в критической ситуации.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
Лента новостей
0