"У нас нет денег": Латвия клянчит у ЕС средства на Rail Balticа

© iStock.com / Thomas MarxЖелезнодорожные пути
Железнодорожные пути - Sputnik Литва, 1920, 03.05.2024
Подписаться
Латвийский депутат считает, что республика не сможет закончить строительство Rail Baltica без европейского финансирования и будет вынуждена от него отказаться
ВИЛЬНЮС, 3 мая – Sputnik. Латвия из-за финансовых проблем настаивает на выделении средств из бюджета Евросоюза на завершение железнодорожного проекта Rail Baltica, заявил бывший министр экономики Латвии и депутат Сейма Айнар Шлесерс.
Он считает, что у балтийской республики нет пяти миллиардов евро, необходимых для завершения строительства железнодорожной магистрали. По его мнению, Латвии придется переплатить за "ошибки предыдущих правительств", допущенных при реализации этого проекта.

"Если сегодня нужно отнять (у бюджета. — Sputnik) пять миллиардов евро, которых не хватает для строительства Rail Baltica только на латвийской стороне — это, по сути, банкротство. У нас нет таких денег, и никто не даст нам взаймы еще пять миллиардов", - передает его слова портал Rus.LSM.lv.

При этом Шлесерс подчеркивает, что если Латвии придется доплачивать еще пять миллиардов евро на строительство магистрали, то стране следует вообще отказаться от Rail Baltica.
"Вопрос такой: а как так могло получиться, что общая стоимость проекта была около семи миллиардов для всех трех стран Балтии — а сейчас только Латвии не хватает пять миллиардов? Я понимаю, была инфляция — может, на полмиллиарда могла стоимость увеличиться... Но не пять миллиардов!", - жалуется он.
Железная дорога, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 21.03.2024
Что мы вообще строим? В Латвии не могут понять смысл проекта Rail Baltica
В этих условиях парламентарий призвал власти лоббировать интересы Латвии в Европарламенте и просить выделить деньги на завершение строительства железнодорожной магистрали.
"Мы сегодня находимся, по сути, на приграничной территории, где поблизости происходит война. Если рядом — Россия и Белоруссия… то давайте тогда, Европа! Что вы хотите — чтобы мы были просто полигоном здесь? Дайте денег Латвии, чтобы хотя бы закончить этот проект", - призвал Шлесерс.
По его словам, балтийская республика не сможет завершить реализацию проекта Rail Baltica без европейского финансирования.
Он также обратил внимание на то, что в Риге уже ведутся работы по строительству железнодорожной ветки в аэропорт и реконструкции Центрального вокзала под Rail Baltica, тогда как основная трасса все еще не построена. Шлесерс также считает, что судьба всех этих объектов находится под вопросом.
"Кто ошибся на пять миллиардов? Думаю, это вопрос уже не только к Госконтролю, но и к Генпрокуратуре…По сути, может получиться так, что мы строим-строим, и вся эта бутафория, которая, как подразумевается, для Rail Baltica, останется незаконченной. И что тогда будет — как Рига будет выглядеть? Зачем нам строить этот мост через Даугаву — чтобы соединить Центральный вокзал с аэропортом? Там 10 минут поездки на такси", - заявил он.
Он также сомневается в том, что Rail Baltica можно будет использовать для перевозки различных грузов.
"А так как у нас нет сегодня, по сути, уже никаких отношений с Россией, и грузооборот снизился до минимума, потому что все под санкциями, то нам сейчас что остается? Средняя Азия и Китай. Но все равно грузы пойдут через Россию и Белоруссию. Тогда мы должны принять решение, если мы хотим работать и продолжать развивать этот бизнес транспорта", - указал экс-министр экономики Латвии.
Железнодорожные пути - Sputnik Литва, 1920, 02.03.2024
Висит угроза банкротства: в Латвии призвали отказаться от Rail Baltica
Шлесерс призвал латвийское правительство понять, что Россия и Белоруссия навсегда останутся соседями балтийской республики, и страны рано или поздно будут "как-то сотрудничать". По его словам, в этих условиях инициатива властей о закрытии портов Риги, Лиепая и Вентспилса в пользу Rail Baltica "неприемлема".
Примечательно, что первоначальная стоимость всей железнодорожной магистрали Rail Baltica составляла 3,68 миллиарда евро, а в 2017 году ее пересмотрели и повысили до 5,79 миллиарда евро.
При этом уже в сентябре 2023 года стало известно, что стоимость только латвийской части Rail Baltica может вырасти до восьми миллиардов евро, из которых 3,7 миллиарда должны будут потратить на само строительство трассы и сопутствующие работы. В этих условиях исполнители проекта предложили властям страны взять кредит для завершения проекта.
Ранее латвийский журналист Гунтарс Гуте заявил, что у латвийских властей нет никакого понимания, как можно реализовать проект Rail Baltica. По его словам, в настоящее время с Rail Baltica связаны лишь громкие и "безответственно пустые утверждения" о том, что с проектом все будет в порядке.
При этом депутат Сейма Александр Кирштейнс заявил, что строительство Rail Baltica вообще не имеет стратегического значения для Латвии. Он считает, что проекта до сих пор не существует, поскольку у государства нет на него денег.
Железная дорога, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 11.02.2024
Лучше на автобусе: эстонские перевозчики раскритиковали Rail Baltica
Депутат Сейма Линда Лиепиня также обратила внимание на то, что проект не имеет определенной сметной стоимости, а парламентарий Андрис Кулбергс вообще не понимает, что строит балтийская республика.
По его словам, железная дорога через Ригу и аэропорт так и не будет построена к 2030 году. Кроме того, Европа также не будет ее финансировать.
Железнодорожная магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 730 километров, должна связать страны Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Линия будет построена на европейской колее шириной 1435 миллиметров.
Примерные сроки открытия магистрали постоянно смещаются на все более поздние. По оценкам специалистов, инфраструктурный проект может быть реализован к 2030-му.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
Лента новостей
0