Литовский бизнес потребовал госгарантий для Rail Baltica и помощи Киеву

© iStock.com / Eloi_OmellaВид Вильнюса, архивное фото
Вид Вильнюса, архивное фото  - Sputnik Литва, 1920, 06.10.2023
Подписаться
По данным предпринимателей, Литва — это единственная балтийская республика без собственных гарантийных механизмов для компаний
ВИЛЬНЮС, 6 окт – Sputnik. Литовские компании не могут обеспечить требования государственных закупок по железнодорожному проекту Rail Baltica и участвовать в тендерах без государственных гарантий, заявила глава Ассоциации банков Литвы (LBA) Эйвиле Чипкуте на заседании Комитета Сейма по бюджету и финансам.

"Это огромный проект на сумму десять миллиардов евро, а наши компании не настолько велики, чтобы получить банковские гарантии на такие большие суммы, и они просто не смогли бы участвовать в государственных тендерах. Чтобы помочь этим компаниям получить банковскую гарантию, и нужна такая мера", — отметила она.

Сейчас фирмы, которые хотят участвовать в государственных тендерах, вынуждены предоставить обязательную банковскую гарантию из-за европейских требований.
Железнодорожные пути - Sputnik Литва, 1920, 23.06.2023
ЕС выделил странам Балтии почти миллиард евро на проект Rail Baltica
С Чипкуте согласен и президент Конфедерации промышленников Литвы (LPK) Видмантас Янулявичюс, который подтвердил, что без госгарантий местные предприятия не смогут участвовать не только в Rail Baltica, но и в проектах по "восстановлению" Украины.

"У нас нет своих гарантийных механизмов, как у поляков, как у латышей и даже у эстонцев, не говоря уже о Германии", — подчеркнул он.

При этом генеральный директор LPK Ричардас Сартатавичюс отметил, что требования к сложным и высокорискованным проектам предусматривают "заморозку" банком десяти процентов средств от стоимости работ на несколько лет.

"Компания должна внести залог и положить в банк свои десять процентов от стоимости завершения проекта <…> примерно на два года, а затем получить обратно половину этой суммы, поскольку у них есть гарантийный срок еще на два года. Так, компании замораживают значительную сумму денег на достаточно длительный срок", — пожаловался он.

В его представлении, гарантии от властей были бы очень выгодными для предприятий и стали бы "большим стимулом для литовской промышленности".
В то же время Янулявичюс отметил, что без них местные фирмы смогут участвовать в проектах по "восстановлению" Украины в лучшем случае в качестве субподрядчиков.

"Если у нас не будет этих гарантий, мы перейдем под их крыло, что безусловно, низведет нас, производственные компании, до уровня рядовых подрядчиков, хотя мы ближе всех к Украине и могли бы помочь", — пожаловался президент LPK.

Руководитель финансовой госорганизации Investicijų ir verslo garantijos (INVEGA) ("Гарантии инвестиций и бизнеса") Дайнюс Вильчинскас считает, что подобные гарантии уже можно получить с помощью инструментов этого учреждения.

"У INVEGA есть возможность выдавать гарантии банкам по так называемой кредитной линии, по которой могут быть выданы все виды гарантий для финансирования аналогичных проектов, будь то тендерная гарантия банка, гарантия на исполнение контракта или же гарантия на гарантийный срок", — указал он.

По его словам, компании могли бы более активно обращаться в банки и через них к INVEGA для использования этого инструмента.
Ранее стало известно, что строительство железнодорожной магистрали Rail Baltica в Латвии обойдется в четыре раза дороже, чем планировалось изначально. Например, расходы на строительство Rail Baltica в Риге подскочили примерно на 21 процент, или на 93 миллиона евро. Власти Латвии объяснили, что рост расходов связан с "увеличением объема проекта" и различных "новшеств", которые были внесены в железнодорожный проект за последние три года.
Железная дорога, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 12.09.2023
Расходы на железную дорогу Rail Baltica в Латвии подскочили в четыре раза
Железнодорожная магистраль Rail Baltica, длина которой составляет 730 километров, должна связать страны Западной Европы со странами Балтии через Варшаву, Вильнюс, Каунас, Ригу, Таллин и далее, с помощью парома, с Финляндией. Линия будет построена на европейской колее с шириной 1435 миллиметров.
Примерные сроки открытия магистрали постоянно смещаются на все более поздние. Так, по оценкам специалистов, инфраструктурный проект может быть реализован к 2030 году.
Как неоднократно отмечали эксперты, с точки зрения экономики и логистики проект является проигрышным и невыгодным. При этом его основное применение, несмотря на заявления властей Балтии, лежит скорее в плоскости использования для военных нужд.
Железнодорожные пути - Sputnik Литва, 1920, 22.06.2023
Глава Минтранса Литвы объяснил, почему Rail Baltica строится медленно
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
Лента новостей
0