Призрак либерализма ходит по Европе. Запад не может смириться с потерями

© AFP 2023 / ALAIN JOCARDФлаг Европейского союза, архивное фото
Флаг Европейского союза, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 05.05.2022
Подписаться
Западный мыслитель Фрэнсис Фукуяма прославился своей концепцией конца истории. Ее суть – окончательная победа либеральной демократии как идеи во всем мире. В такие идеи было легко поверить после окончания холодной войны (распада СССР). Однако этой победы не произошло
С одной стороны, на международной арене укрепились Россия с теорией "суверенной демократии" и Китай с модифицированным коммунистическим режимом. А еще есть идущий своим путем исламский мир (например, Иран, играющий все возрастающую роль на Ближнем Востоке), а также Северная Корея.
С другой стороны, либерализм теряет популярность даже в западных обществах. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, например, экономический кризис 2008 года, а затем и пандемия коронавируса показали, что максимально свободный рынок не может решить всех проблем: приходится вмешиваться государству, без чьей помощи большая часть людей и бизнеса не выживут.
В этом контексте становится ясным второй важный момент. Либерализм — это универсальная идеология, отбрасывающая рамки национальных государств, основанных на этнической идентичности. Проблема, однако, в том, что для большого количества людей важна национальная идентичность, а глобалистский проект Евросоюза пока что является исключением.
В-третьих, либерализм сегодня очень материален. Между тем для многих в мире цель жизни не ограничивается престижной работой, большим домом, роскошным автомобилем, дорогой одеждой и возможностью провести отпуск на Мальдивах — есть, например, и религиозные ценности.
В-четвертых, недостатком либерализма становится его чрезмерная терпимость к личностному выбору, который начинает противоречить идее коллективизма и культурной традиции. Личная свобода, конечно, важна, да и вообще классический либерализм значительно прогрессивен. Однако крайний индивидуализм, дополненный ценностной относительностью, не должен подрывать основы общественного единства.
Короче говоря, либерализм находится под давлением идеологических альтернатив, и ему становится все труднее сопротивляться, в том числе потому, что он деградирует изнутри. Фукуяма видит эти угрозы и беспокоится, поскольку рушится идейная опора глобального доминирования Запада. Вопрос — что делать?
Люди у фонтана на Манежной площади в Москве, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 05.05.2022
Попытка Запада сходу посеять в России смуту провалилась, заявили в Совбезе
В своей статье "Либерализму нужна нация" (Liberalism Needs the Nation) мыслитель предлагает следующий рецепт: "Либералам важно не отказываться от идеи нации. Они должны признать, что никто не делает универсальность либерализма несовместимой с миром национальных государств. Национальная идентичность гибка и может быть сформирована так, чтобы она отражала либеральные устремления и в то же время пробуждала чувство единства и цели в широком обществе".
Когда читаешь эти слова, вспоминается дискуссия о развитии коммунизма (социализма) — необходимо стремиться к революции во всем мире, возможен ли социализм в отдельной стране… Предложение строить либерализм в отдельной стране — это признание провала глобального либерального проекта.
Нужно спасать то, что осталось. Предложение интегрироваться в концепцию национального государства с его традиционными ценностями, говоря военными терминами, сродни стратегическому отступлению — если победить не получается, надо осознать ошибки, перегруппироваться и начать действовать по принципу "то, что нам мешало, нам поможет". Иными словами, фактически предлагается временный компромисс с идеологическим противником, чтобы в долгосрочной перспективе так его модифицировать, чтобы процесс снова двигался в сторону, выгодную либерализму.
Надо признать, что предложение осмысленное и хитрое. Но на практике западный либерализм, осознавая или не осознавая свои проблемы, не хочет пытаться приспособиться к новой реальности и искать какой-то компромисс со своими конкурентами — он считает, что может победить (Россию и Китай). Но стратегия "все или ничего" может быть ошибочной, потому что у нее даже нет сильной внутренней поддержки (в Америке и Европе идет борьба элит, которая разделяет их общества).
Как говорится, против ветра всего мира не подуешь — чем больше либерализм будет цепляться за прошлое, тем скорее сформируется новое глобальное экономическое и ценностное будущее, в котором он в лучшем случае останется лишь одной из парадигм.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Флаг Китайской Народной Республики, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 03.05.2022
"Восточный Давос": этот мир сломался, несите новый
Лента новостей
0