https://lt.sputniknews.ru/20220121/svyatitel-filipp-kakoy-prazdnik-22-yanvarya-i-chego-nelzya-delat-21106199.html
Святитель Филипп: какой праздник 22 января и чего нельзя делать
Святитель Филипп: какой праздник 22 января и чего нельзя делать
Sputnik Литва
По поверьям наших предков в этот день можно было добыть шапку-невидимку, правда, для этого нужно обязательно пойти в баню 21.01.2022, Sputnik Литва
2022-01-21T23:05+0200
2022-01-21T23:05+0200
2022-01-21T23:05+0200
общество
церковь
православие
религия
православные
религиозные праздники
справки
святой
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/07e6/01/15/21104050_0:79:811:535_1920x0_80_0_0_9b1c003f68ad2a8194ad5b4881f00cc0.jpg
22 (9) января православная церковь совершает память святители Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1507-1569).В миру будущего святого звали Федор Степанович Колычев, он происходил из боярского рода Колычевых. Отец готовил его к государственной службе. Мать же воспитывала в уважении к Господу и благочестии. Именно к молитвам и чтению священных книг лежала душа Федора. Но, несмотря на это, до 30 лет он пребывал при дворе Василия III и заслужил симпатии юного Ивана IV. Однако когда в 1537 году в Новгороде был поднят бунт, часть Колычевых встала на сторону зачинщика, и все оказались в опале. После этого Федор тайно покинул Москву. Его желание уйти от мира только усилилось.Федор отправился на север и достиг Онежского озера. Вскоре он перебрался в Соловецкий монастырь и стал послушником. Ему, боярскому сыну, пришлось много и тяжело работать, но это не отвратило Федора от его цели. Через полтора года он был пострижен в монахи с именем Филипп.В 1548 году игумен Алексий сложил с себя сан и назначил преемником Филиппа, который на этой должности проявил себя как хороший администратор и управитель. Он благоустроил остров, возвел много промышленных сооружений, мельницы, усовершенствовал промыслы. И в итоге Соловецкий монастырь стал центром Северного Поморья – культурным и промышленным. Развивалось и церковное строительство, появилась в монастыре больница.При Филиппе в обитель были перенесены мощи его основателей – преподобных Зосимы и Савватия. Кроме того, Филипп собирал реликвии, связанные с ними.Периодически от трудов Филипп уходил в пустынь, где истово молился. Там ему явился Христос в терновом венце, и на месте явления возник родник, над которым Филипп поставил часовню.Росли пожертвования монастырю, он по велению Ивана IV прирастал землями. Также царь присылал дорогую церковную утварь.Когда выбирался новый московский митрополит, случилось так, что основный кандидат – казанский архиепископ Герман – высказал несогласие с политикой Ивана Грозного и попал в опалу. Тогда престол Московской митрополии предложили Филиппу. 20 июля 1566 года, будучи в Москве, Филипп поставил царю условие – он примет сан, если будет уничтожена опричнина. Царь отказался. Какое-то время они спорили. После этого Иван Грозный велел священнослужителям уговорить Филиппа уступить, что и произошло. В сан он был возведен 25 июля 1566 года.Филипп теперь управлял всей Русской церковью, назначал епископов во все епархии, наблюдал за их деятельностью. Отмечается, что казней в это время не проводилось. Филипп ходатайствовал перед царем за опальных, старался смягчить его жестокость. В Москве при Филиппе также строились церкви, развивалось книгопечатанье.Однако зимой 1568 года началась новая волна разгула опричнины. Причиной стала переписка московских бояр с польским королем Сигизмундом. В итоге между митрополитом и царем начался открытый конфликт. Филипп выступал против опричнины. Сначала он старался разговаривать наедине с царем. Но царь стал избегать встреч с ним.Однажды царь и его опричники пришли на службу в ризах и высоких монашеских шапках, а после Иван подошел к Филиппу за благословением, но тот сделал вид, что не видит его. А потом, сказав, что в таком одеяние царя не признает, открыто произнес обличительную речь.После этого казней стало только больше. Царь выпытывал у людей о планах Филиппа против него. Но пойти открыто против митрополита не мог, так его всенародно почитали. Филипп же уехал из Кремля в один из московских монастырей.Иван Грозный стал готовить церковный суд над Филиппом. В итоге угрозами, подкупами царь заставил свидетельствовать многих церковнослужителей против митрополита. Вскоре Филиппа лишили сана и отправили под арест в Богоявленский монастырь. А позже – на вечное заключение в Отроч Успенский монастырь в Твери.В 1569 год царь отправился в поход на Новгород и послал в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова – якобы просить благословения. Однако на самом деле он был послан убить святого. 23 декабря Филипп был задушен в своей келье и спешно похоронен.В 1591 году по просьбе братии Соловецкого монастыря мощи Филиппа привезли и захоронили в Спасо-Преображенском соборе. С конца XVI века началось его местное почитание с днем памяти 9 января.В 1652 году было решено перенести мощи святителя в Москву. Этому предшествовал пост и литургия в Спасо-Преображенском соборе, во время которой игумен перед ракой с мощами святого прочел грамоту царя Алексея Михайловича, адресованную святителю, в которой тот просил прощение за грехи Ивана Грозного. Часть мощей осталась здесь, часть отвезли в Москву. 19 июля 1652 года мощи были помещены в Успенском соборе.В день Филипа крестьяне наблюдали за погодой: считалось, что какая она сегодня, такой будет и сентябрь. Ясный Филиппов день сулил богатый урожай.На Филиппа приступали к активным хозяйственным работам, так как праздники зимние прошли. Приводили в порядок дом, двор, хозяйственные постройки. Лениться и работать плохо сегодня нельзя – можно навлечь на себя беды. Правда, перед началом всех работ обязательно нужно было сходить в баню – "смыть с себя Святки", тогда работа будет легко даваться, а беспечность праздничная уйдет.Бытовало поверье, что сегодня можно получить у банника шапку-невидимку. Можно просто поискать ее в бане – якобы банник оставляет ее для добрых людей. А можно было положить крестик в левый сапог, зайти в баню последним, сесть лицом к стене и начать все проклинать. Якобы тогда явится банник и отдаст шапку.Сегодня никого не стоит учить жизни и уму-разуму, даже если очень хочется. Тот, кто запрет нарушит, будет горькие слезы вскоре проливать.
https://lt.sputniknews.ru/20220120/prepodobnyy-georgiy-khozevit-kakoy-prazdnik-21-yanvarya-i-chego-nelzya-delat-21087847.html
https://lt.sputniknews.ru/20220119/sobor-ioanna-predtechi-kakoy-prazdnik-20-yanvarya-i-chego-nelzya-delat-21068799.html
https://lt.sputniknews.ru/20220116/kreschenie--2022-kogda-otmechat-i-chto-nelzya-delat-glavnye-traditsii-21005570.html
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LT
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/07e6/01/15/21104050_0:3:811:611_1920x0_80_0_0_e48d08b17c6f59ff71abfda0d5f5da2f.jpgSputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
святитель филипп какой церковный религиозный православный праздник 22 января что можно нельзя делать
святитель филипп какой церковный религиозный православный праздник 22 января что можно нельзя делать
Святитель Филипп: какой праздник 22 января и чего нельзя делать
По поверьям наших предков в этот день можно было добыть шапку-невидимку, правда, для этого нужно обязательно пойти в баню
22 (9) января православная церковь совершает память святители Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1507-1569).
В миру будущего святого звали Федор Степанович Колычев, он происходил из боярского рода Колычевых. Отец готовил его к государственной службе. Мать же воспитывала в уважении к Господу и благочестии. Именно к молитвам и чтению священных книг лежала душа Федора. Но, несмотря на это, до 30 лет он пребывал при дворе Василия III и заслужил симпатии юного Ивана IV. Однако когда в 1537 году в Новгороде был поднят бунт, часть Колычевых встала на сторону зачинщика, и все оказались в опале. После этого Федор тайно покинул Москву. Его желание уйти от мира только усилилось.
Федор отправился на север и достиг Онежского озера. Вскоре он перебрался в Соловецкий монастырь и стал послушником. Ему, боярскому сыну, пришлось много и тяжело работать, но это не отвратило Федора от его цели. Через полтора года он был пострижен в монахи с именем Филипп.
В 1548 году игумен Алексий сложил с себя сан и назначил преемником Филиппа, который на этой должности проявил себя как хороший администратор и управитель. Он благоустроил остров, возвел много промышленных сооружений, мельницы, усовершенствовал промыслы. И в итоге Соловецкий монастырь стал центром Северного Поморья – культурным и промышленным. Развивалось и церковное строительство, появилась в монастыре больница.
При Филиппе в обитель были перенесены мощи его основателей – преподобных Зосимы и Савватия. Кроме того, Филипп собирал реликвии, связанные с ними.
Периодически от трудов Филипп уходил в пустынь, где истово молился. Там ему явился Христос в терновом венце, и на месте явления возник родник, над которым Филипп поставил часовню.
Росли пожертвования монастырю, он по велению Ивана IV прирастал землями. Также царь присылал дорогую церковную утварь.
Когда выбирался новый московский митрополит, случилось так, что основный кандидат – казанский архиепископ Герман – высказал несогласие с политикой Ивана Грозного и попал в опалу. Тогда престол Московской митрополии предложили Филиппу. 20 июля 1566 года, будучи в Москве, Филипп поставил царю условие – он примет сан, если будет уничтожена опричнина. Царь отказался. Какое-то время они спорили. После этого Иван Грозный велел священнослужителям уговорить Филиппа уступить, что и произошло. В сан он был возведен 25 июля 1566 года.
Филипп теперь управлял всей Русской церковью, назначал епископов во все епархии, наблюдал за их деятельностью. Отмечается, что казней в это время не проводилось. Филипп ходатайствовал перед царем за опальных, старался смягчить его жестокость. В Москве при Филиппе также строились церкви, развивалось книгопечатанье.
Однако зимой 1568 года началась новая волна разгула опричнины. Причиной стала переписка московских бояр с польским королем Сигизмундом. В итоге между митрополитом и царем начался открытый конфликт. Филипп выступал против опричнины. Сначала он старался разговаривать наедине с царем. Но царь стал избегать встреч с ним.
Однажды царь и его опричники пришли на службу в ризах и высоких монашеских шапках, а после Иван подошел к Филиппу за благословением, но тот сделал вид, что не видит его. А потом, сказав, что в таком одеяние царя не признает, открыто произнес обличительную речь.
После этого казней стало только больше. Царь выпытывал у людей о планах Филиппа против него. Но пойти открыто против митрополита не мог, так его всенародно почитали. Филипп же уехал из Кремля в один из московских монастырей.
Иван Грозный стал готовить церковный суд над Филиппом. В итоге угрозами, подкупами царь заставил свидетельствовать многих церковнослужителей против митрополита. Вскоре Филиппа лишили сана и отправили под арест в Богоявленский монастырь. А позже – на вечное заключение в Отроч Успенский монастырь в Твери.
В 1569 год царь отправился в поход на Новгород и послал в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова – якобы просить благословения. Однако на самом деле он был послан убить святого. 23 декабря Филипп был задушен в своей келье и спешно похоронен.
В 1591 году по просьбе братии Соловецкого монастыря мощи Филиппа привезли и захоронили в Спасо-Преображенском соборе. С конца XVI века началось его местное почитание с днем памяти 9 января.
В 1652 году было решено перенести мощи святителя в Москву. Этому предшествовал пост и литургия в Спасо-Преображенском соборе, во время которой игумен перед ракой с мощами святого прочел грамоту царя Алексея Михайловича, адресованную святителю, в которой тот просил прощение за грехи Ивана Грозного. Часть мощей осталась здесь, часть отвезли в Москву. 19 июля 1652 года мощи были помещены в Успенском соборе.
В день Филипа крестьяне наблюдали за погодой: считалось, что какая она сегодня, такой будет и сентябрь. Ясный Филиппов день сулил богатый урожай.
На Филиппа приступали к активным хозяйственным работам, так как праздники зимние прошли. Приводили в порядок дом, двор, хозяйственные постройки. Лениться и работать плохо сегодня нельзя – можно навлечь на себя беды. Правда, перед началом всех работ обязательно нужно было сходить в баню – "смыть с себя Святки", тогда работа будет легко даваться, а беспечность праздничная уйдет.
Бытовало поверье, что сегодня можно получить у банника шапку-невидимку. Можно просто поискать ее в бане – якобы банник оставляет ее для добрых людей. А можно было положить крестик в левый сапог, зайти в баню последним, сесть лицом к стене и начать все проклинать. Якобы тогда явится банник и отдаст шапку.
Сегодня никого не стоит учить жизни и уму-разуму, даже если очень хочется. Тот, кто запрет нарушит, будет горькие слезы вскоре проливать.