В Росгидромете рассказали, что происходит с Северным морским путем
17:03 02.10.2021 (обновлено: 17:04 02.10.2021)
© Sputnik / Виталий Аньков / Перейти в фотобанкЛедокол "Адмирал Макаров" в проливе Босфор Восточный во время ухода в рейс по обеспечению летней навигации на трассе Северного морского пути (СМП) в восточном районе Арктики, архивное фото
© Sputnik / Виталий Аньков
/ Подписаться
Из-за неоднородности распределения ледяного покрова и зависимости его положения от гидрометеорологических факторов, в некоторых участках трассы СМП могут возникать сложные условия
ВИЛЬНЮС, 2 окт – Sputnik. Две трети акватории арктических морей остаются летом безо льда, поэтому у судов больше вариантов маршрутов, все чаще полярные моря остаются совсем безледными, время простой навигации на Северном морском пути выросло на три-четыре недели, сообщили в Росгидромете.
Согласно климатическим моделям, Северный морской путь (СМП) будет полностью очищаться ото льда, а значит, судоходство по нему будет круглогодичным и без применения ледокольной проводки к 2050 году. В Росгидромете уточнили, как изменилась ситуация на СМП с прошлого века.
"Все это в совокупности (наблюдаемые изменения - ред.) позволяет говорить об улучшении ледовых условий в морях на трассе СМП в летний сезон и значительном расширении сроков благоприятного (безледного) навигационного периода в среднем на 3-4 декады", - цитирует РИА Новости сообщение ведомства.
В Росгидромете уточнили, что характерной чертой наблюдаемых изменений является существенное увеличение интенсивности и смещение сроков очищения морей ото льда в раннюю сторону в последнее десятилетие по сравнению с периодом 1970-1980-х годов. Очищение прибрежных и центральных районов морей происходит раньше на 2-2,5 декады.
Там также отметили, что очищение морей ото льдов в летний сезон стало более обширным. В 70-80-е годы прошлого столетия акватория арктических морей в летний период очищалась в лучшем случае на треть, то в последнее десятилетие - на две трети. При этом становится возможным использование практически всех стандартных маршрутов плавания (прибрежных, центральных и мористых). В среднем в морях Карском и Лаптевых это событие наступает в конце июля, в Восточно-Сибирском море - в середине августа, в юго-западной части Чукотского моря в начале июля.
Как уточнили ученые, повторяется полное очищение акваторий морей ото льдов, которое в среднем стало наступать в начале сентября. Повторяемость полного очищения морей ото льда в Карском и Чукотском морях составляет 90 процентов, в море Лаптевых - 75 процентов и в Восточно-Сибирском море - 60 процентов.
"Важным моментом является более позднее начало осенне-зимних ледовых явлений, связанных с новым ледообразованием и появлением на акватории морей молодых льдов. Начало осенних процессов в среднем стало наступать на одну-две декады позже среднемноголетних значений", - добавили в Росгидромете.
Между тем, в ведомстве отметили, что в силу неоднородности распределения ледяного покрова и зависимости его положения от гидрометеорологических условий (ветра, температуры, дрейфа) каждый год, несмотря на легкие ледовые условия, в локальных районах трассы СМП могут возникать сложные ледовые условия. Могут сохраняться сплоченные льды, пятна, языки тяжелых льдов, препятствующих судоходству. Такие условия, как правило, наблюдаются в проливе Вилькицкого и на подходах к нему, в восточной части Восточно-Сибирского моря (в районе Айонского ледяного массива), в котором в 1983 году во льдах было раздавлено судно "Нина Сагайдак".