https://lt.sputniknews.ru/20210715/a-kak-zhe-muchenik-protasevich-litva-proschitalas-s-belorusskoy-oppozitsiey-17568898.html
А как же "мученик" Протасевич? Литва просчиталась с белорусской оппозицией
А как же "мученик" Протасевич? Литва просчиталась с белорусской оппозицией
Sputnik Литва
У Протасевича нет долгосрочных стремлений или обязательств, нет фундаментальных идеологических принципов, ради которых можно принести себя в жертву 15.07.2021, Sputnik Литва
2021-07-15T14:39+0300
2021-07-15T14:39+0300
2021-07-15T14:48+0300
экстренная посадка самолета ryanair в аэропорту минска
литва
колумнисты
оппозиция
белоруссия
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/07e5/05/18/16494682_0:0:2500:1407_1920x0_80_0_0_7f166f0510a434a1a1d2986ce47b5a00.jpg
Бывший редактор Telegram-канала Nexta, активист белорусской оппозиции Роман Протасевич удивил своих поклонников на прошлой неделе, создав новую учетную запись в Twitter: в опубликованном там заявлении он сказал, что вернулся в "онлайн-жизнь" и попытается ответить на вопросы подписчиков.Как известно, в июне Протасевич был отпущен под домашний арест и вместе со своей девушкой, гражданкой России Софией Сапегой, гуляет по улицам Минска и пользуется другими плодами обретенной относительной свободы.Ни в одном из этих публичных выступлений Протасевич не сказал ни слова против Лукашенко или нынешнего правительства Белоруссии. Ни в одном из них он не пытался мягко, по-эзоповски защитить свою позицию предполагаемого "борца" за "свободу и демократию" Белоруссии. На самом деле Протасевич, оценивая объективную значимость своих действий, просто перешел на иную сторону баррикад.Системные СМИ изображают это как своего рода "пытку". Якобы Протасевич говорит так потому, что его жестоко пытают. Хотя никаких доказательств или явных признаков этого не видно. И, наконец, забывается самая важная черта истинного мученичества (то есть страданий ради идей — хороших или плохих, правильных или неправильных, не имеет значения): сохранение своих убеждений, своего положения, отказ отречься от себя.А что мы имеем? У нас полная капитуляция, которая делает культ Протасевича как "мученика" и "борца с режимом" просто смешным. Несомненно, в этом контексте показания Протасевича имеют большое психологическое и фактическое значение. И об этом хватает материала. Но хотелось бы обратить внимание на другой, более личный, чисто человеческий аспект ситуации.Собственные слова Протасевича из его дебютного интервью (после ареста в аэропорту Минска) говорят о многом: когда его спросили, не беспокоится ли он о своих коллегах и товарищах или не чувствует себя предавшим их, "мученик режима" ответил, что все это неважно, что для него существует только "здесь и сейчас".И понимать это нужно просто: у Протасевича нет долгосрочных стремлений или обязательств, нет фундаментальных идеологических принципов, ради которых можно принести себя в жертву. Есть только "здесь и сейчас", то есть есть лишь обстоятельства, к которым остается только приспособиться.Возможно, в Литве, где деятельность в несистемной оппозиции обычно не приносит человеку ни денег, ни каких-либо других материальных выгод, где ни Запад, ни Россия — несмотря на заблуждения насчет "руки Кремля" или воображаемых "шпионских сетей" — не вкладываются в подобные дела, это может показаться странным: зачем тогда, если не ради идеи, рисковать, становясь врагом если и не общества, то по крайней мере хозяйствующих в государстве слоев?Вопрос, конечно, риторический. Пример Альгирдаса Палецкиса, настоящего идейного борца, отказавшегося от своего места в слоях "независимой" литовской элиты, дает прекрасный ответ. Между тем в Белоруссии, где и США, и ЕС щедро вкладывают средства в антиправительственную, а точнее просто в антигосударственную (с точки зрения суверенной, независимой Белоруссии) деятельность и где все это находится под непосредственным контролем местных сателлитов, Польши и Литвы, совсем по-другому.Поэтому в Белоруссии оппозиционер — это профессия. Для многих — это удобный и выгодный вариант карьеры. И сама "программа" либеральной оппозиции, насколько можем о ней говорить, — это просто передача страны в руки западноевропейского капитала по сценарию, аналогичному украинскому. Что означало бы деиндустриализацию, депопуляцию и ускоренную деградацию страны. Но если это обеспечит "демократам" полноценное и теплое существование, почему бы не попробовать?Конечно, к Протасевичу, как и к любому другому человеку — тем более не видя его живым и не будучи с ним знакомым, — в душу не залезешь. И все же процитированные выше слова — "здесь и сейчас", — введенные в этот совершенно объективный контекст биографии Протасевича (переход от почти открытого фашизма к образу "либерала", "европейского" демократа, получение стипендий из фондов ЕС и так далее), раскрывают всю суть предмета.А суть в том, что в случае с Протасевичем перед нами не сильный человек, который исповедует определенные принципы, живет по ним и, если нужно, готов ради них терпеть, а качающийся тростник: куда ветер дует, туда он и клонится. Где же тогда Протасевич как человек, как мужчина? Его здесь нет. Есть только обстоятельства — "здесь и сейчас".Вряд ли стоило бы больше писать об этом, если бы Протасевич не был типичным персонажем в этом отношении, если бы он не воплощал весьма специфический социально-психологический тип, присущий всей "демократической", "либеральной" белорусской оппозиции: всего лишь политические туристы оппортунистического характера, чьи отношения со своей нацией, со своей страной, с ее жизнью, историей и судьбой чисто потребительские, если не паразитические.Размышляя над этим, можно вспомнить, как Ленин однажды назвал великого русского писателя, истинного духовного гиганта Льва Толстого "зеркалом русской революции". И, несмотря на всю трагедию и противоречия той эпохи, это зеркало, как и отраженные в нем события, были величественными. Между тем сегодня, в нашем странном XXI веке, глядя на Романа Протасевича, мы видим ни больше ни меньше как зеркало либеральной белорусской оппозиции. Изображение, которое он создает, отвратительно. И все же это зеркало ценно — потому что оно отражает хоть и отвратительную, подлую, но неоспоримую правду нынешней жизни.Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
https://lt.sputniknews.ru/20210702/lukashenko-ulichil-litvu-v-koordinatsii-spyaschikh-terroristicheskikh-yacheek-17325678.html
https://lt.sputniknews.ru/20210708/prezidentka-sveta-reshit-vse-problemy-litvy-i-s-nelegalami--tozhe-17418267.html
https://lt.sputniknews.ru/20210712/nashla-kak-zarabotat-litva-khochet-razzhech-pozhar-v-samom-tsentre-evropy-17500797.html
литва
белоруссия
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Юргис Нявежетис
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/511/87/5118747_1065:280:3920:3135_100x100_80_0_0_3d33cd951a8a47f64b94f15bbd77f34d.jpg
Юргис Нявежетис
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/511/87/5118747_1065:280:3920:3135_100x100_80_0_0_3d33cd951a8a47f64b94f15bbd77f34d.jpg
Новости
ru_LT
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/07e5/05/18/16494682_200:0:2500:1725_1920x0_80_0_0_fac5b3ef692a0bb8d4f3ecab47059c41.jpgSputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Юргис Нявежетис
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/511/87/5118747_1065:280:3920:3135_100x100_80_0_0_3d33cd951a8a47f64b94f15bbd77f34d.jpg
литва, колумнисты, оппозиция, белоруссия
литва, колумнисты, оппозиция, белоруссия
А как же "мученик" Протасевич? Литва просчиталась с белорусской оппозицией
14:39 15.07.2021 (обновлено: 14:48 15.07.2021) У Протасевича нет долгосрочных стремлений или обязательств, нет фундаментальных идеологических принципов, ради которых можно принести себя в жертву
Бывший редактор Telegram-канала Nexta, активист белорусской оппозиции Роман Протасевич удивил своих поклонников на прошлой неделе, создав новую учетную запись в Twitter: в опубликованном там заявлении он сказал, что вернулся в "онлайн-жизнь" и попытается ответить на вопросы подписчиков.
Как известно, в июне Протасевич был отпущен под домашний арест и вместе со своей девушкой, гражданкой России Софией Сапегой, гуляет по улицам Минска и пользуется другими плодами обретенной относительной свободы.
И это после серии резонансных выступлений в белорусских СМИ, в которых Протасевич не только признал свою вину (участие в организации летних беспорядков 2020 года, участие в разговоре о свержении Лукашенко и так далее), но и раскрыл много интересных подробностей о "кухне" прозападной белорусской оппозиции (в том числе о роскошной жизни лидеров оппозиции, финансируемой Польшей и Литвой).
Ни в одном из этих публичных выступлений Протасевич не сказал ни слова против Лукашенко или нынешнего правительства Белоруссии. Ни в одном из них он не пытался мягко, по-эзоповски защитить свою позицию предполагаемого "борца" за "свободу и демократию" Белоруссии. На самом деле Протасевич, оценивая объективную значимость своих действий, просто перешел на иную сторону баррикад.
Системные СМИ изображают это как своего рода "пытку". Якобы Протасевич говорит так потому, что его жестоко пытают. Хотя никаких доказательств или явных признаков этого не видно. И, наконец, забывается самая важная черта истинного мученичества (то есть страданий ради идей — хороших или плохих, правильных или неправильных, не имеет значения): сохранение своих убеждений, своего положения, отказ отречься от себя.
А что мы имеем? У нас полная капитуляция, которая делает культ Протасевича как "мученика" и "борца с режимом" просто смешным. Несомненно, в этом контексте показания Протасевича имеют большое психологическое и фактическое значение. И об этом хватает материала. Но хотелось бы обратить внимание на другой, более личный, чисто человеческий аспект ситуации.
Протасевич уже прошел довольно интересный путь: еще в школе он приобщился к фашистским белорусским националистам, позже участвовал в нацистском украинском батальоне "Азов", потом встал на более "респектабельный" путь, получив стипендии из фондов ЕС и найдя место среди представителей либеральной белорусской оппозиции. Ведь после ареста в мае этого года он фактически от всего отрекся и перешел в противоположный лагерь.
Собственные слова Протасевича из его дебютного интервью (после ареста в аэропорту Минска) говорят о многом: когда его спросили, не беспокоится ли он о своих коллегах и товарищах или не чувствует себя предавшим их, "мученик режима" ответил, что все это неважно, что для него существует только "здесь и сейчас".
И понимать это нужно просто: у Протасевича нет долгосрочных стремлений или обязательств, нет фундаментальных идеологических принципов, ради которых можно принести себя в жертву. Есть только "здесь и сейчас", то есть есть лишь обстоятельства, к которым остается только приспособиться.
Возможно, в Литве, где деятельность в несистемной оппозиции обычно не приносит человеку ни денег, ни каких-либо других материальных выгод, где ни Запад, ни Россия — несмотря на заблуждения насчет "руки Кремля" или воображаемых "шпионских сетей" — не вкладываются в подобные дела, это может показаться странным: зачем тогда, если не ради идеи, рисковать, становясь врагом если и не общества, то по крайней мере хозяйствующих в государстве слоев?
Вопрос, конечно, риторический. Пример Альгирдаса Палецкиса, настоящего идейного борца, отказавшегося от своего места в слоях "независимой" литовской элиты, дает прекрасный ответ. Между тем в Белоруссии, где и США, и ЕС щедро вкладывают средства в антиправительственную, а точнее просто в антигосударственную (с точки зрения суверенной, независимой Белоруссии) деятельность и где все это находится под непосредственным контролем местных сателлитов, Польши и Литвы, совсем по-другому.
А именно: белорусская оппозиционная деятельность является одновременно формой зарабатывания денег и формой политического туризма. Вот, например, обычный студент, продемонстрировав некоторую инициативу, может при желании принять участие в программах, финансируемых ЕС. Поехать в Польшу или в действующий в Вильнюсе Гуманитарный университет, который был создан в начале этого века как кузница "цветных революций". И таких "демократов" белорусская власть терпела очень долго.
Поэтому в Белоруссии оппозиционер — это профессия. Для многих — это удобный и выгодный вариант карьеры. И сама "программа" либеральной оппозиции, насколько можем о ней говорить, — это просто передача страны в руки западноевропейского капитала по сценарию, аналогичному украинскому. Что означало бы деиндустриализацию, депопуляцию и ускоренную деградацию страны. Но если это обеспечит "демократам" полноценное и теплое существование, почему бы не попробовать?
Конечно, к Протасевичу, как и к любому другому человеку — тем более не видя его живым и не будучи с ним знакомым, — в душу не залезешь. И все же процитированные выше слова — "здесь и сейчас", — введенные в этот совершенно объективный контекст биографии Протасевича (переход от почти открытого фашизма к образу "либерала", "европейского" демократа, получение стипендий из фондов ЕС и так далее), раскрывают всю суть предмета.
А суть в том, что в случае с Протасевичем перед нами не сильный человек, который исповедует определенные принципы, живет по ним и, если нужно, готов ради них терпеть, а качающийся тростник: куда ветер дует, туда он и клонится. Где же тогда Протасевич как человек, как мужчина? Его здесь нет. Есть только обстоятельства — "здесь и сейчас".
Вряд ли стоило бы больше писать об этом, если бы Протасевич не был типичным персонажем в этом отношении, если бы он не воплощал весьма специфический социально-психологический тип, присущий всей "демократической", "либеральной" белорусской оппозиции: всего лишь политические туристы оппортунистического характера, чьи отношения со своей нацией, со своей страной, с ее жизнью, историей и судьбой чисто потребительские, если не паразитические.
Размышляя над этим, можно вспомнить, как Ленин однажды назвал великого русского писателя, истинного духовного гиганта Льва Толстого "зеркалом русской революции". И, несмотря на всю трагедию и противоречия той эпохи, это зеркало, как и отраженные в нем события, были величественными. Между тем сегодня, в нашем странном XXI веке, глядя на Романа Протасевича, мы видим ни больше ни меньше как зеркало либеральной белорусской оппозиции. Изображение, которое он создает, отвратительно. И все же это зеркало ценно — потому что оно отражает хоть и отвратительную, подлую, но неоспоримую правду нынешней жизни.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.