Литовские метаморфозы: станет ли президентский дворец "президентуркой"?
18:10 11.03.2021 (обновлено: 18:17 11.03.2021)
© Photo : Lietuvos Respublikos PrezidentasПрезидент Литвы Гитанас Науседа на дистанционном заседании Совета Европы
© Photo : Lietuvos Respublikos Prezidentas
Подписаться
Кадровые изменения в президентском дворце. Какими бы они ни были, роль президентского дворца будет уменьшаться, а президент — станет номинальным главой государства
Хунта — это форма правления, при которой страной правят генералы. Обычно они приходят к власти после переворота. И вводят диктатуру. Военная хунта отличается от авторитарного режима тем, что у нее нет харизматического лидера, в руках которого находилась бы вся власть в стране. Вместо одного лидера правит генеральский совет, представленный кем-то из генералов.
Однако хунта может иметь и более изящную форму — хунточка. Ее выбирают сами избиратели. И сначала она совсем не похожа ни на хунту, ни на хунточку. Потому что хунточка — это гибрид. Есть не только генералы, но и харизматичный лидер. В нашем случае у харизматичного лидера есть свои генералы. Есть и стратегия.
Харизматичного лидера избиратели не выбирали. Официальных государственных обязанностей у него нет. Ему это и не нужно. У него и так уже есть власть — власть над своими генералами. А сам он скромный почетный председатель. И патриарх всея Литвы.
Генералы ведут парад согласно принципам демократического централизма. Руководствуясь сценарием и режиссурой почетного председателя. Стратегией. До последнего рядового члена партии. И все in corpore ведут гибридную войну.
Сейчас против президентского дворца, пытаясь его превратить в "президентурку". Так патриарх однажды назвал канцелярию президента Литовской Республики. Тогда президентом был Альгирдас Бразаускас. Сейчас вновь предпринимаются попытки превратить президентский дворец в президентурку.
Трудно не восхищаться попытками патриарха оттолкнуть Гитанаса Науседу в сторону и тем самым ограничить полномочия президента до номинального статуса главы государства. Только он один может создавать в Литве такие многослойные извращенные стратегии. Ведь патриарх один на всю Литву.
Реализация стратегии началась уже в первый день нового срока Сейма, когда на позиции, принадлежащие оппозиции, были предложены и назначены представители более мелких оппозиционных фракций, а не основной оппозиционной фракции. Таким образом, более мелкие оппозиционные фракции не только почувствовали себя благодарными, но и остались в долгу. Ведь они получили посты, которые им не принадлежали.
С помощью этой уловки из честной политической игры была выведена самая крупная оппозиционная фракция. Оппозиция была противопоставлена друг другу. И ей пока не удалось восстановиться, консолидироваться и избрать единого лидера.
Такой статус-кво облегчает работу правящего большинства. Большинство большинства стало высокомерным. А премьер-министр Ингрида Шимоните уже отправила избирателей на… другие выборы. Если, по словам Шимоните, избирателям что-то не нравится.
После обустройства в Сейме перешли к президенту. Замахнулись аж на то, чтобы лишить президента той власти, которую сами консерваторы передали президенту Дале Грибаускайте во время премьерства Андрюса Кубилюса.
И здесь снова во всей красе проявился макиавеллиевская хитрость. Внезапно трое бывших министров правительства Саулюса Сквернялиса, двое из которых не получили посты послов, а одному не разрешили вернуться к работе в качестве судьи, стали самыми красивыми, самыми умными, самыми-самыми профессиональными для генералов-консерваторов. Ведь президент предложил бывшим министрам "остыть".
Конечно, если бы ситуация изменилась, консерваторы были бы первыми, кто вылил бы не одно ведро помоев на головы этих бывших министров. Но это мелкие детали гибридной войны генералов. Теперь эти бывшие министры стали для консервативных генералов "профессиональными" и очень "нужными Литве". Только потому, что эти персоны можно использовать в борьбе против Гитанаса Науседы.
Генералы хунточки мобилизовали и своих рядовых. Член консервативной фракции Матас Малдейкис публично заявил, и не просто заявил, а с угрозами, что, если его превосходительство не откажется от представительства Литвы в Европейском совете и не передаст эту функцию Ингриде Шимоните, будет подано обращение в Конституционный суд.
Почему именно Малдейкис? Он рядовой член Сейма и рядовой член фракции консерваторов. Просто разведка. Ведь генералы не ходят в разведку. Слишком опасно. А если рядовой опростоволосится, это уже его личная проблема.
Малдейкис, выполняя задание генералов, запускает в публичное пространство "импичмент". Ведь нужно начать приучать общество и к такой возможности. Импичмент может пригодиться в намеченной стратегии в ближайшем будущем. Консервативные генералы молчат по этому поводу. Пока что.
Однако Шимоните и Габриэлюс Ландсбергис уже высказались о представительстве Литвы в Евросовете. Господа генералы предлагают ездить туда попеременно. В четные дни президент, а в нечетные премьер?
Президентский дворец не поддержал позицию Ингриды Шимоните о том, чтобы президент и глава правительства могли попеременно представлять страну в Европейском совете. По словам главного советника президента Скайсгирите, президент не согласен с изменением сложившейся системы представительства в Европейском совете. Мало того, подчеркнула советник, все чаще возникающий вопрос о том, не следует ли премьер-министру взять на себя функции представительства в Евросовете, является навязанным и просто неадекватным в контексте кризиса, вызванного пандемией.
"Президент полагается на предоставленные ему Конституцией полномочия представлять государство. Могут ли лидеры делать это поочередно? Литва, вероятно, была бы единственной страной в Европейском союзе, которая поступила бы так. Это выглядело бы очень странно в глазах других стран, — сказала Скайсгирите. — Мы не были согласны с этим с самого начала и не думаем, что эту систему, которая существует уже 12 лет, теперь по какой-то причине следует менять".
"Нам не совсем понятно, почему возникла эта дискуссия. Такое ощущение, будто кто-то навязал ее. В то время, когда страна справляется с пандемией, когда есть очень важные вопросы, требующие решения: вакцинация, восстановление экономики, преодоление пандемического застоя, существует также психологическое здоровье людей, рост безработицы. Вместо того, чтобы сплотиться в работе над этими вопросами, которые действительно волнуют всех, и заняться их решением, ведутся дискуссии о том, кто поедет в Брюссель. Иногда содержание обсуждения кажется неадекватным", — резюмировала Скайсгирите.
Превратить президентский дворец в президентурку будет не так-то просто. Но хунточка не ищет простого пути. Шаг за шагом. Выборы в Сейм только через четыре года. А вот президентские выборы неумолимо приближаются. В результате для нынешнего президента создаются условия напряжения и дискомфорта. Чтобы не захотел пойти на второй срок. И не смог.
Сегодня Гитанас Науседа стал гарантом минимальной стабильности и равновесия в государстве. Оппозицией позиции Сейма и правительства. В статье 77 Конституции Литвы говорится, что "президент республики является главой государства. Он представляет литовское государство и делает все, что ему предписано Конституцией и законами".
В Литве так было всегда. Во время правления Дали Грибаускайте ни у кого не возникало вопросов. Никаких дискуссий между президентом Валдасом Адамкусом и премьер-министром Альгирдасом Бразаускасом о представительстве Литвы.
Гитанас Науседа пришел в политику из финансов, из академических кругов. Ему не хватает политического опыта и команды, чтобы играть в макиавеллевские игры, усовершенствованные консервативными генералами и их почетным председателем.
Сегодня, видя полное пренебрежение статьями Конституции, общественным мнением, легко представить, как хунточка будет управлять государством без всякой оппозиции. Ведь это большинство в Сейме в силу полной недееспособности оппозиции Сейма делает то, что хочет, с законами и проектами поправок к ним.
Будем осторожны. Не говорите, что не заметили, как "любезно" встречают его превосходительство в контролируемых генералами СМИ. Однако ярлыки, которые кто-то пытается наклеить, можно попробовать соскрести. Его превосходительство "слабый", то есть сдержанный, выдержанный и крутой не там, где хотелось бы литовским СМИ и их заказчикам. Как пример — сейчас, когда пытаются передать в руки генералов прерогативу президента — внешнюю политику.
Его превосходительство "высокий и красивый", то есть преследование по признаку великолепной внешности, поскольку "современные" стандарты призваны защищать тех, кто запустил себя. (Параллельно с постоянными нападками на жену президента, которая мозолит глаза "этим современным", потому что просто символизируют семью.)
"Как будто бы его не было", то есть президент, и кому-то это нравится. Угадайте кому? Угадали с первого раза!
"Он неопытен", то есть ведет себя осмотрительно и тонко, маневрируя в темных макиавеллевских водах и являясь почти единственным противовесом некультурной, агрессивной публике "фрилансеров", культивирующей риторику насмешек.
Кадровые изменения в президентском дворце. Не скрывая своей политики злого умысла, "фрилансеры" уже ставят диагноз: мол, команда президента рассыпается. В ближайшем будущем увидим, будут ли изменения в риторике и поведении его превосходительства. Но какими бы они ни были, они не окажут большого влияния на великую стратегию патриарха. Президентский дворец будет превращаться в президентурку, а президент — в номинального главу государства. И без разницы, какая у его превосходительства команда. Цель патриарха и его генералов — абсолютная власть. Никакой оппозиции!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.