Ничего не знаем, но учить будем. Зачем военные из Литвы едут на Украину

© Photo : Lietuvos Respublikos SeimasЛитовский военный
Литовский военный - Sputnik Литва
Подписаться
Система обучения украинских войск специалистами НАТО больше всего напоминает сетевой маркетинг: "продукт" или "услуга" продается и покупается, при этом высокой боеготовности и победы на поле боя никто не гарантирует

Результаты обучения Вооруженных сил Украины (ВСУ) литовскими военными инструкторами неочевидны, зато на Украину в выходные откомандирована уже пятая по счету группа специалистов, сформированная из Добровольческих сил национальной обороны, штаба Учебной доктрины, авиабазы ВВС и инженерного батальона. Миссию возглавляет майор Ритис Раудонис.

Литовские военные  - Sputnik Литва
Новая группа военных инструкторов из Литвы отправилась на Украину

Министерство обороны Литвы якобы приближает украинскую армию к западным стандартам НАТО, помогает реформированию военного образования. Кроме того, Литва финансирует обучение украинских офицеров в Балтийском оборонном колледже.

ВСУ в январе 2021 года перешли на систему воинских званий НАТО. Альянс предоставил Украине статус партнера с расширенными возможностями в июне 2020-го, это увеличило доступ ВСУ к программам и военным учениям альянса. Минобороны Украины поставило целью добиться совместимости украинской армии с требованиями НАТО, военнослужащие начали осваивать английский язык. И все же большой вопрос – кто кого должен учить военному делу.

В мировом рейтинге военной мощи Global Fire Power 2021 года Украина со своими "устаревшими" стандартами занимает 25 место, а Литва – только 85-е, такой разрыв не в пользу "преподавателей". Киев за год тратит на оборону 9,6 миллиарда долларов, а Вильнюс – 880 миллионов долларов. В рядах ВСУ – 255 тысяч "штыков", а в армии Литвы – всего 18500 военнослужащих. Украина располагает боевыми самолетами и танками, чего нет у Литвы. А если по умолчанию важнее не конкретные (количественные) показатели, а некие (абстрактные) стандарты НАТО, то их ценность не доказана за минувшие два десятилетия военных операций альянса в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии и других горячих точках планеты. Кстати, в Ирак откомандированы трое литовских специалистов, и планируемое участие Литвы в международных операциях альянса 2021 года в Афганистане, Ираке, Бахрейне, ЦАР, Мали, Косово выглядит скромным – 170 военнослужащих. Подобные задачи НАТО выполняют всего около 20 тысяч военных специалистов разных стран, включая Литву и Украину.

Тревожная тенденция

По данным "Украинского милитаристского портала", все чаще падают беспилотные летательные аппараты и выходят из строя автомобили, переданные ВСУ Соединенными Штатами. Больше всего страдают от неподготовленных украинских военнослужащих беспилотники Raven, которые находят на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР. За пять лет Украина успела угробить 50 процентов военных автомобилей Humvee, полученных от США в подержанном, но вполне боеспособном состоянии. К поломкам, некачественному ремонту и потерям броневиков приводит опять же низкая квалификация специалистов ВСУ.

Подготовка украинских подразделений по стандартам альянса предполагает прежде всего не беглый английский, а перевооружение и переоснащение. Иначе самые полезные новые знания и навыки невозможно приложить к делу, реализовать в боевой обстановке. Отдельные виды вооружений, которые попадают на Украину из США и других стран НАТО, – гранатометы Javelin, крупнокалиберные снайперские винтовки Barrett (12,7 миллиметра), ранее упомянутые Humvee и Raven – погоды не делают, и усилия литовских инструкторов исчезают без следа. Возможно, цель переобучения – лояльность ВСУ западным кураторам, которая гораздо важнее боевой эффективности. И скорее альянс войдет на украинскую территорию, чем Украина адаптируется под стандарты НАТО. На этом фоне громкие заявления Киева о полноправном членстве в 2030 году выглядят как развитие древней традиции колядования (обмен куплетов на угощения и деньги).

Идеологию, погоны и воинские звания сменить проще и дешевле всего. А перевооружение и соответствующее переобучение сотен тысяч военнослужащих – процесс чрезвычайно сложный, затратный, длительный. К примеру, Польша за 20 лет пребывания в альянсе так и не смогла полностью избавиться от советской военной техники. "Польский флот идет ко дну" – это заголовок из польской газеты. Проблема "технологической неполноценности" в полной мере относится и к Вооруженным силам Литвы (где готовят преподавателей для ВСУ). Военно-политические амбиции Вильнюса, стремление стать главным центром НАТО в Балтийском регионе и "преподавателем" для ВСУ явно не соответствуют потенциалу войск и сил.

Суровая реальность

Военные расходы Литвы ежегодно составляют более двух процентов ВВП, и страна намерена увеличить их до 2,5 процента. Вильнюс старается не отставать от старших партнеров, пытается войти в первую десятку лидеров альянса по тратам на оборону. Вооруженные силы республики являются частью структуры Североатлантического альянса, но армия и флот не располагают современной боевой техникой. Литва остается "полигонной республикой", плацдармом для вероятной агрессии в отношении "не такой как все" Российской Федерации и экспериментальной площадкой для зомбирования местных жителей несуществующими угрозами.

Легкобронированный внедорожник Land Rover Defender разработки 1940-х годов, который Латвия передала Украине - Sputnik Литва
Балтия расщедрилась: Украине перепали внедорожники разработки 1940-х годов

Непрерывное и фактически бессрочное пребывание иностранных войск на территории Литвы продолжается с 2017 года. На литовской земле расположено наибольшее количество военных объектов альянса в регионе. Никто из соседей не угрожал странам Балтии ни до, ни после появления международных батальонов НАТО, но их присутствие – косвенное доказательство исключительной немощи национальных вооруженных сил и государственной зависимости от союзников в вопросах войны и мира.

В ходе нескончаемых "ротаций" в приграничных (с Белоруссией) районах Литвы американские танки "Абрамс" и французские "Леклерк" чувствуют себя как дома. При этом в национальной армии нет ни одного "своего" танка, а самые надежные бронетранспортеры (БТР-60, БРДМ-2) и военно-транспортные вертолеты (Ми-8) – наследие советских времен. Американские "Черные ястребы" обещают прилететь только в 2024 году. Закупленные в США легкие тактические автомобили JLTV не обладают оборонительными или ударными характеристиками, способными принципиально повлиять на боеспособность литовских войск. Военно-морские силы республики сформированы за счет приобретения списанных британских тральщиков (четыре единицы) и патрульных катеров (четыре единицы), которые не имеют на борту ракетного вооружения и своим присутствием в XXI веке просто позорят НАТО.

Из высокотехнологичных изделий Вильнюс позволил себе только норвежскую систему ПВО средней дальности NASAMS за 110 миллионов евро. Она послужит для приоритетного прикрытия иностранных военных баз. Заметим, NASAMS – комплекс ограниченных возможностей с дальностью поражения целей до 60 километров.

Литва вошла в Североатлантический альянс в 2004 году, задолго до возвращения Крыма в Россию, и сразу после этого начались милитаризация и утилизация суверенитета республики. По условиям соглашения с Данией 2006 года единственная тогда литовская бригада "Железный волк" вошла в состав датской дивизии (оказалась в подчинении иностранного командования). Еще через пару лет бригаду передали немецкой дивизии, а датскую укрепили новой литовской бригадой "Жемайтия". Очевидно, слабовооруженная и зависимая от решений иностранного командования армия может называться национальной лишь условно и безопасности литовского народа не гарантирует. Статус заложника решений Вашингтона и Брюсселя не обещает ничего хорошего.

Американская Инициатива по обеспечению европейской безопасности (European Reassurance Initiative) имеет многомиллиардный бюджет, и все же стратегическая безопасность стран Балтии определяется не количеством войск НАТО на территории Литвы, Латвии и Эстонии, а добрососедскими отношениями с миролюбивой Россией. Военная доктрина РФ декларирует право применения ядерного оружия в случае агрессии против России с применением даже обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Вильнюс должен учитывать это, наращивая военный бюджет или подталкивая Украину в НАТО.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0