Обострение ситуации вокруг Нагорного Карабаха, военные действия, начавшиеся в сентябре этого года и закончившиеся соглашением, подписанным 10 ноября Азербайджаном, Арменией и Россией, вызвали шквал комментариев в СМИ. Обсуждали и ход боевых действий, и действия не только участвующих сторон, но и всех государств Южного Кавказа: как поведет себя Турция, не окажется ли вовлечена в качестве участника Россия, промолчит ли Иран?
Версий было неимоверно много, но закончилось все введением российских миротворцев на линию разграничения и возвратом под контроль Баку семи районов Азербайджана, территориальная принадлежность которых никогда не вызывала сомнения. Относительно судьбы самого Нагарного Карабаха, вероятнее всего, переговоры заинтересованных сторон будут продолжаться, но уже можно констатировать: конфликт перестал быть "горячим" и перешел в дипломатическую плоскость.
Южнокавказская "машина времени"
До эскалации 2020 года вне зоны контроля Азербайджана находились территории Кельбаджарского, Лачинского, Кубатлинского, Джебраильского, Зангеланского, Агдамского и Физулинского районов общей площадью 7634 квадрантных километра. В армянских и международных источниках эти территории именовались то "буферной зоной", то "зоной безопасности", но в резолюциях Совета безопасности ООН, принятых в 1993 году (за номерами 822, 853,874 и 884) терминология была определена совершенно однозначно: "территории Азербайджана, оккупированные местными армянскими силами".
Территории де-факто были включены властями Нагорно-Карабахской Республики в ее административно-территориальную структуру, но поскольку саму НКР официально так никто и не признал, то фактически на Южном Кавказе возникла обширная "серая зона". Не касаясь политической стороны вопроса, это зона, на территории которой долгое время были невозможны никакие серьезные инвестиционные проекты ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни в энергетике, ни в транспортной отрасли.
Писатели-фантасты десятки лет рассказывают нам о машине времени, а здесь она действовала на полную мощность – 27 лет на этих территориях время стояло на месте. Ничего хорошего для экономики эти годы не принесли – приходили в запустение дороги, энергетическая система, за неимением сбыта прекращали работу предприятия, снижалась численность населения. Теперь Азербайджану предстоит огромная работа по реинтеграции этих семи районов – необходима новая индустриализация, восстановление сельского хозяйства, сети транспортного сообщения и так далее. Этот набор действий можно назвать коротко – нужен комплексный план развития региона, причем такой, который можно реализовать в сжатые сроки.
Историческая параллель совершенно очевидна: приблизительно в такой же ситуации после Первой мировой войны, двух революций и Гражданской войны сотню лет тому назад оказалось молодое государство Союз Советских Социалистических Республик. "Приблизительно" – поскольку никакая международная экономическая блокада современному Азербайджану не грозит, его соседи настроены вполне благожелательно, а Государственный нефтяной фонд Азербайджана, несмотря на все проблемы, которые принесла пандемия COVID-19, чувствует себя весьма уверенно.
Не так давно Россия отметила замечательный юбилей – сто лет со дня принятия плана ГОЭРЛО, государственной электрификации России, содержание которого можно описать как комплексный план восстановления и развития промышленности, сельского хозяйства и транспортной системы на базе строительства новых электростанций. Удивительно, но факт – есть большая вероятность, что и комплексный план реинтеграции территории семи районов Азербайджана будет выглядеть аналогично и точно так же опираться на создание новой энергетической базы.
Новый проект на старинном фундаменте
Поскольку на территории семи районов "часы остановились" в самом начале 1990-х годов, стоит припомнить, какой была ситуация в этом регионе во времена СССР, когда границы между союзными границами были всего лишь линиями на карте, а значение имела только госграница всей огромной страны. А государственной границей в советском Закавказье была река Аракс, отделявшая СССР от Ирана. Иран "остался на месте", но Аракс, который русла не менял, теперь отделяет его не от СССР, а от территорий Армении и Азербайджана.
Отношения СССР и Ирана были разными. Например, в 1960-е страны не только сотрудничали друг с другом, но и реализовали совместный энергетический проект. В 1971 году на участке Аракса, протекающем по территории на тот момент Нахичеванской Автономной ССР в составе АзССР, была принята в эксплуатацию Аракская ГЭС общей мощностью 22 мегаватта. Именно общей: станция имеет два прирусловых здания, в каждом установлены гидроагрегаты мощностью по 11 мегаватт. Аракская ГЭС решила сразу две проблемы – Иран и Нахичеванская АССР получили в свое распоряжение не только новый источник генерации электроэнергии, но и водохранилище объемом 1,25 миллиарда кубометров.
Юг Кавказа – это не только горная местность, но и местность, которой всегда не хватало воды для полива, а потому не хватало и пахотных земель, и 400 тысяч гектаров земель по обе стороны от государственной границы, орошаемых из водохранилища Аракской ГЭС, были хорошим подарком аграриям от энергетиков. Горы – это не только красивые пейзажи, но и огромная стоимость прокладки линий электропередачи, потому и Иран, и СССР остались довольны полученными результатами и решили продолжить, благо гидрографический режим Аракса вполне позволяет строить и строить ГЭС: хороший перепад высот, большой напор течения.
С 1972 года СССР и Иран приступили к совместной разработке проекта "Худаферин", по которому близ села Худаферин в Азербайджане, с его знаменитыми средневековыми арочными мостами через Аракс, предполагалось построить две пары ГЭС: Худаферинскую общей мощностью 200 мегаватт и "Гыз Галасы" ("Девичья башня") общей мощностью еще 80 мегаватт, а также обустроить водохранилище емкостью 1,6 миллиардов кубометров. По оценкам специалистов, водохранилище обеспечило бы орошение 260 тысяч гектаров земли на территории Азербайджана и еще 150 тысяч гектаров на территории Ирана.
Проект был готов в 1978 году, но затем в дружную работу энергетиков двух стран вмешались политические события. В 1979-м, после Исламской революции в Иране, отношения двух государств были испорчены, в 1991-м с политической карты мира исчез СССР. Тем не менее в 1993 году Азербайджан и Иран подписали договор о реализации проекта "Худаферин", но при этом Гейдар Алиев настоял, чтобы необходимым условием для реализации проекта стало освобождение неконтролируемых на тот момент Баку семи районов. Было и еще одно условие: Иран финансирует строительство целиком и полностью, Азербайджан в дальнейшем компенсирует все инвестиции за счет поставок электроэнергии. Логически все оправдано: у Азербайджана не было возможности эксплуатировать новые ГЭС, поскольку не было ответа на "простые" вопросы: кого снабжать и каким образом вести ЛЭП на основную территорию республики.
"Южнокавказское ГОЭЛРО"
На протяжении 23 лет достоверной информации о проекте "Худаферин" не было – вполне традиционная ситуация для любой "серой зоны". В 2016 году Азербайджан и Иран заключили договор с весьма говорящим названием: "О сотрудничестве по продолжению строительства гидроузлов и ГЭС "Худаферин" и "Гыз Галасы" на реке Араз, их эксплуатации, использованию энергетических и водных ресурсов" (Араз – азербайджанское наименование Аракса).
В марте 2019 года Министерство энергетики Азербайджана в качестве возможного срока ввода в эксплуатацию ГЭС "Худаферин" и "Гыз Галасы" назвало конец 2020-го, поскольку на тот момент строительные работы были выполнены на 95 процентов. В сентябре этого года, как мы помним, начались боевые действия на всей линии разграничения Азербайджана и Нагорно-Карабахской Республики. 22 декабря, в День энергетика, министр энергетики Ирана Реза Ардаканиан по итогам встречи с премьер-министром Азербайджана Шахином Мустафаевым заявил, что Иран готов помочь восстановить гидроэлектростанции на территориях Азербайджана. Идут обсуждения эксплуатации гидроузлов "Худаферин" и "Гыз Галасы". Кроме того, министр энергетики Ирана отметил, что решено синхронизировать электроснабжение Ирана и России посредством Азербайджана: "Три страны будут совместно сотрудничать в этом направлении".
Как видим, "южнокавказское ГОЭЛРО" приобретает вполне конкретные черты, вот только реализовать его Азербайджан будет не в одиночку, а в сотрудничестве с Ираном и Россией. О том, какое же отношение имеет к проекту "Худаферин" Россия, а также о том, почему и Армения от исчезновения "серой зоны" с экономической точки зрения оказалась в выигрыше – в продолжении темы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.