ВИЛЬНЮС, 3 дек – Sputnik. Генеральный директор литовского концерна Achema Рамунас Миляускас прокомментировал ситуацию об ответственности компании за огромные убытки, понесенные литовскими потребителями природного газа.
Он напомнил, что обслуживание Клайпедского СПГ-терминала для потребителей природного газа в Литве обходится в 70-80 миллионов евро в год. Из этой суммы на обслуживание и содержание судна Independence уходит около 45 миллионов евро, а 25-35 миллионов евро выплачиваются компаниям, принадлежащим AB Ignitis.
"В этом году из всех денег, собранных с литовского потребителя, 25-35 миллионов евро идут Ignitis для возмещения убытков, понесенных в связи с финансово невыгодным и коммерчески неудачным контрактом с норвежским поставщиком газа Equinor, условия которого не разглашаются", – сообщил Миляускас.
По его словам, литовский концерн Achema неоднократно поднимал этот вопрос публично.
"Для нас непонятно, как государственная компания Ignitis, покупая тот же сжиженный природный газ, что и AB Achema, у той же норвежской компании Equinor, платит значительно больше. По нашим оценкам, каждый год Ignitis переплачивает Equinor около 25-35 миллионов евро, хотя, как уже упоминалось, газ транспортируется из одного источника, теми же судами и в течение того же периода", – добавил он.
Гендиректор Achema сообщил, что от того, что Ignitis переплачивает за СПГ, страдают все литовские потребители, включая концерн, который оплачивает самую большую долю обслуживания терминала. Ожидается, что, когда правительство примет предложение Минэнерго, затраты на поставки необходимого количества грузов СПГ на терминал, за которые платят потребители, снизятся примерно на 50 процентов.
"Ignitis заявляет, что эти убыточно приобретаемые у Equinor четыре судна приобретаются для обеспечения работы терминала СПГ. Заявлено, что для непрерывной работы терминала СПГ необходимо переваливать не менее четырех судов в год. Однако статистика года говорит об обратном – за последние пять лет на терминале СПГ переваливается не менее десяти судов в год, а в этом году их 20, как в 2019 году", – указал Миляускас.
По словам гендиректора компании, четыре корабля, которые компания Ignitis закупает каждый год, не выполняют функций безопасности и являются дополнительным бременем для каждого литовского потребителя природного газа и бизнеса.
"Хотелось бы надеяться, что решения государственных учреждений и Ignitis по этому вопросу будут логически взвешенными, соответствующими принципам работы на рынке, проблемы решатся, а никому не нужные убытки госкомпаний не будут взвалены на всех потребителей природного газа Литвы", – заключил он.
Клайпедский терминал СПГ
Литва построила собственный терминал СПГ в 2014 году. Власти обосновывали свое решение желанием избавиться от газовой монополии российского "Газпрома". Однако терминал дорого обходится Литве: ежегодно Klaipėdos nafta за аренду платит Норвегии 60 миллионов евро. Чаще всего Литва получает СПГ из Норвегии и России.
Поставки российского топлива стали регулярными с весны прошлого года. Что касается американского СПГ, о закупках которого часто говорят литовские власти, то за время существования Клайпедского терминала было всего несколько партий.
В интервью Sputnik Литва ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечал, что российские поставки более выгодны за счет спотовых цен и короткого транспортного плеча. Он также отметил, что СПГ-терминал всегда был политическим проектом.