10 ноября (28 октября по старому стилю) православная церковь почитает память святителя Димитрия Ростовского, известного православному миру прежде всего как создателя четырехтомного свода Четиих миней, или "Книга житий святых".
Святитель Дмитрий, в миру Даниил Саввич Туптало, родился в 1651 году в местечке Макарово, недалеко от Киева. Воспитывался мальчик в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. Переехав в Киев, родители отдали Даниила в Киево-Могилянскую коллегию, где раскрылись незаурядные способности юноши.
С ранних лет Даниил испытывал постоянную потребность в учении, вскоре он овладел греческим и латинским языками и изучил ряд классических наук. Там же он принял монашеский постриг с именем Дмитрий – в честь великомученика Дмитрия Солунского. Иноческое послушание он проходил в Киевском Кирилловом монастыре, где позже был рукоположен в иеромонаха.
Затем святой подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру.
Настоятель Лавры архимандрит Варлаам Ясинский видел в нем духовную силу и высокую образованность, поэтому именно Дмитрию было поручено заниматься составлением Четиих миней. Работа заключалась в том, чтобы доступным для верующих языком изложить жития святых.
Это стало главным делом его жизни, которое он продолжал и в монашеской келье, и будучи настоятелем, и позднее, в сане митрополита Ростовского. Чувство близости к святым, которое испытывал Дмитрий, он смог передать и своим читателям. Минеи Димитрия Ростовского читали во всех уголках России. Известно, что они были постоянным чтением и в семье последнего российского государя – Николая Александровича Романова.
Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября (по старому стилю), при нем не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Также в этот день православные верующие почитают память Параскевы Иконийской (Святой Параскевы, Параскевы Пятницы) – христианской великомученицы III века. На Руси этот день называли "Параскева Пятница", "пятина", "петна", "Прасковья", "бабья заступница", "Параскевы Льняницы", "Прасковьи Льняницы", "льняные смотрины", с ним было связано множество традиций, поверий и обрядов.
Предки считали Параскеву прежде всего заступницей и помощницей женщин. Верили, что ее образ приносит в дом благополучие и счастье, а также бережет от дьявольского наваждения и от болезней, например от лихорадок, зубной, головной и других болей. Цветы и травы, которыми украшали образы Параскевы, почитались целебными. Если в доме кто-то болел, то их прикладывали к больному месту, а в настоях из них потом купали детей или поили больных их отваром. Для избавления от хворей даже существуют особые молитвы в честь Параскевы.
Эта святая считалась покровительницей полей и скота, поэтому в ее честь служили молебны, а в церковь для освящения приносили овощи и фрукты. Также ее считали покровительницей торговли и в честь нее назывались "пятницкие" торги и ярмарки, на которых на самом почетном месте ставилась ее икона.
К этому дню во многих местах приурочивали начало мятья и трепания льна. Первину – первый обтрепанный пучок льна – женщины освящали в церкви и прикрепляли к иконе святой Параскевы. Со святой связывают оберег-веревочку, сделанную из шерсти и повязываемую на правое запястье.
Однако Параскева могла быть и грозной. Во многих местах по пятницам запрещалось прясть (однако шить разрешалось), стирать, выносить из печи золу, нельзя было пахать и бороновать – это считалось большим грехом.
Полагали, что кто в пятницу над людьми насмехается – тому на том свете также достанется. По пятницам ребенка не купают, а то сушец (болезненная худоба) нападет.
Были и приметы, связанные с погодой. Если до этого дня листья с вишни не опали, то тепло продержится еще долго. Если утром был заметен туман – это к оттепели. Если возле луны круг – жди бури. Увидеть в этот день белку – к потеплению.