Одностраничный программный отчет начинается со списка работ, которые Байден (прежде всего в качестве вице-президента США при Бараке Обаме) проделал на благо стран Балтии. Их суть заключается во вкладе в безопасность Литвы, Латвии и Эстонии через развитие системы сдерживания России в Европе путем укрепления Организации Североатлантического договора (НАТО).
Между тем Дональд Трамп, как подчеркивает его оппонент, усомнился в значимости альянса и однажды перепутал Балтийский регион с Балканами (в этом контексте можно вспомнить, что Байден предупреждал о том, что нынешний лидер США может в течение своего срока окончательно разрушить НАТО).
Затем кандидат от Демократической партии переходит к обещаниям. Во-первых, он не позволит России подвергнуть сомнению прочность НАТО и трансатлантических военных обязательств Америки. По его словам, если Трамп заставляет страны Балтии беспокоиться о своей безопасности, то он не пожалеет денег на размещение там войск США и НАТО, поскольку это важнее, чем граница Трампа с Мексикой.
Второе обещание – продолжать попытки остановить реализацию проекта газопровода "Северный поток – 2", поскольку зависимость Европы от российского газа позволит Москве шантажировать ее (ведь только американский газ является демократичным и неполитизированным).
Первая мысль, которая возникает после прочтения этого документа: каким образом штаб Байдена вообще вспомнил о Балтийском регионе в разгар президентской кампании? Может быть, кто-то сказал Джо, что где-то на побережье Балтийского моря, возле Польши есть такая Литва (не путать с Латвией), которую вместе с соседями нужно успокаивать фразами о роли США и НАТО в Европе. К этому можно добавить борьбу с российским газопроводом, потому что государства региона вроде бы тоже против.
А если серьезно, то "видение" Байдена – дешевая рекламная уловка. Ключевой вопрос: насколько это важно на практике?
Теоретически уже давно очевидно, что взгляды демократов (которых в данном случае поддерживает значительное число республиканцев) и Трампа кардинально расходятся в вопросах внешней политики. Первые – это глобалисты-империалисты, которые хотят быть везде и все контролировать. А второй – националист-изоляционист, который хочет отовсюду выйти (из Афганистана, Сирии, Ирака и даже из Германии) и прежде всего заботиться об Америке. При этом Россия – главный противник первых, а Китай – второго.
Соответственно, литовские внешнеполитические деятели (как и другие сторонники трансатлантического единства, что фактически означает доминирование Вашингтона в Европе), вероятно, мечтают о победе Байдена, потому что тогда все должно стать как раньше, а о Трампе можно будет забыть как о страшном сне. В частности, принцип "Америка правит, Россия за железным занавесом, Германия (и Франция) без права голоса" будет преобладать в Старом Свете.
Вопрос в том, действительно ли президенту-демократу удастся восстановить статус-кво в трансатлантических отношениях? Разве во времена Трампа они не были безвозвратно разрушены?
Считается, что в лучшем случае трансатлантический диалог стабилизируется, но как раньше уже не будет. Автономия Европы должна увеличиваться просто потому, что власть Вашингтона объективно ослабевает. Например, ему не удалось сменить режим в Венесуэле. В случае с ЕС лакмусовой бумажкой должен стать проект "Северный поток – 2", который, несмотря на максимальное давление со стороны Америки, уже находится на завершающей стадии (не помогла даже история с "отравлением" Алексея Навального).
Другими словами, с победой Байдена Литва и другие сателлиты США смогут более спокойно проводить проамериканскую политику в Европе, но на стратегическом уровне основы трансатлантического единства, кажется, непоправимо треснули, и изменение международного курса странами Балтии является лишь вопросом времени. Но они не думают так далеко вперед…
В случае победы Трампа, возможно, придется быстрее думать о том, что делать, поскольку он неизбежно продолжит разрушать отношения с ЕС и будет меньше внимания уделять НАТО и постсоветскому пространству. И если процесс определения победителя президентских выборов в США затянется и примет форму гражданского конфликта, то "активам" Америки придется совсем плохо, так как она выпадет из активной международной политики на неопределенное время.
Короче говоря, сегодня на литовском небосклоне как ориентир и надежда сияет звезда Байдена, но Литве нужно начать привыкать к мысли, что империя США вступила в фазу упадка, и искать альтернативы или учиться жить самостоятельно. Завтра может быть поздно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.