Министр энергетики России Александр Новак сообщил, что объем перенаправления поставок нефтепродуктов Белоруссии из портов Литвы в Россию может составить от четырех-шести миллионов тонн.
Как отметил Новак, в российском северо-западном кластере есть свободные мощности портов, в том числе Приморска, Санкт-Петербурга, Усть-Луги. Сейчас стороны прорабатывают условия.
В интервью Sputnik Литва ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заявил, что сейчас, действительно, главный вопрос заключается в технической реализации подобных планов.
"Одно за другое цепляется, и вопросов становится очень много. Особенно в том, что если Беларусь перекидывает на Россию четыре-шесть миллионов тонн, это можно сделать несколькими вариантами. Железной дорогой, но это уже довольно большие объемы. Но именно на железнодорожный вариант намекает то, что Новак сказал о нескольких портах – об Усть-Луге, Приморске и порте Санкт-Петербурга", – считает эксперт.
По его оценке, второй вариант, о котором можно говорить, это перепрофилирование одной из ниток нефтепровода "Дружба". Сейчас он недозагружен, из одной нитки можно было бы сделать нефтепродуктопровод.
"Третий вариант – построить новый нефтепродуктопровод по наиболее оптимальному маршруту и вывести его, например, в Усть-Лугу. В Усть-Луге терминал уже есть, но Лукашенко говорит, давайте еще один построим, совместный. Но все, что касается второго и третьего варианта – с трубами, это все возможно, если вы даете гарантию загрузки на много лет вперед… вы гарантируете, что много лет вы будете использовать этот нефтепродуктопровод, а соответственно, его строительство или модернизация окупятся. Этой гарантии белорусы в современных условиях дать не могут", – сказал Юшков.
Как отметил эксперт, сейчас белорусская сторона не может дать гарантий загрузки, потому что на данном этапе Россия не дает послаблений по налоговому маневру. При его отсутствии и закупки нефти к 2024 году по рыночным ценам Белоруссии может стать невыгодна эта схема.
"Я думаю, что сейчас мы находимся в стадии, когда политические решения приняты о перенаправлении, но как конкретно это сделать – непонятно. Так как неясно, что будет через два-три-четыре года, пока, я думаю, речь пойдет только о железнодорожных поставках на российские порты. Но по железной дороге шесть миллионов тонн, если сейчас стартовать, в годовом выражении не выйдет. Пока объемы пойдут небольшие, и дальше стороны будут решать, как дальше делать", – заявил Юшков.