Оппозиционное движение в Белоруссии давно критикуют за то, что в протестах против власти есть определенные цели, но нет явного харизматичного лидера. Светлана Тихановская в этом контексте в лучшем случае является лицом процесса, символом, но не лидером – политика явно не ее конек.
Конечно, сегодня кураторы революции в Белоруссии пытаются что-то слепить из Тихановской, но когда ей приходится говорить что называется по ходу (без подготовленной бумаги), начинаются проблемы. Между тем у Марии Колесниковой в этой сфере получается намного лучше.
Поэтому ее решение сформировать партию и фактически перенять у Тихановской знамя революции логично. Но сообщение "спасибо, всего наилучшего" явно не понравилось как последней, так и семье Цепкало. На это есть несколько причин.
Во-первых, они не хотят, чтобы их отодвинули на второй план. Конечно, на публике вчерашние союзники продолжают твердить, что единство никуда не исчезло (просто каждый преследует общую цель по-своему), но в реальности название партии Колесниковой "Вместе" не отражает новой ситуации.
Во-вторых, Колесникова из штаба Виктора Бабарико, а он в своем выступлении говорил о необходимости перемен через конституционную реформу. Важно, что Александр Лукашенко тоже говорит об этой реформе.
Другими словами, Колесникова не только хочет встать у руля протестного движения, но и, кажется, становится конструктивной оппозицией, которая через партию "Вместе", если все пойдет гладко, может даже стать частью системы власти.
Но тогда западные создатели белорусской революции оказываются в сложной ситуации. Их цель – не найти компромисс через конституционную реформу ("цветные технологии" не предусматривают компромиссов), а отстранить Лукашенко от власти, после чего его место должен занять прозападный политик.
В этом случае Польша больше работает с Цепкало, Литва – с Тихановской. Соответственно, если Колесникова перехватит инициативу, Вильнюс и Варшава могут остаться ни с чем (тем более что Колесникова работает не за границей, а в самой Белоруссии). Поэтому понятно, почему их фавориты достаточно критично отнеслись к такому ее ходу.
Но остается вопрос – насколько независима фигура Колесниковой? Другими словами, сама ли она настолько хитра и стремится принести пользу только себе или тоже реализует чью-то стратегию? Если да, то чью?
О помощнице Бабарико известно немного, в частности, она довольно долго жила в Германии. Александр Сосновский, эксперт по этой стране, проанализировав деятельность и контакты Колесниковой, предположил, что ее могли подготовить и курировать в данный момент немцы.
Если это правда, то мы получаем противостояние Германии, Польши и Литвы, в котором каждый стремится быть на переднем плане с помощью своей "королевы". Интересным совпадением является то, что, как писала Die Welt, в отличие от стран Балтии и Польши Берлин против санкций в отношении Лукашенко, потому что, по мнению немцев, диалог с ним необходимо сохранить.
Однако пока рано делать окончательные выводы о том, что стоит за решением Колесниковой сформировать партию с ориентиром на конституционную реформу – стремление к интеграции в систему только ради себя или то же стремление, но с выполнением заказа Германии.
В любом случае позиция Литвы в этой игре становится все слабее – она вместе с Польшей сразу испортила отношения с Лукашенко, у нее есть только политически "никакая" Тихановская, которая теряет импульс протеста в Белоруссии, а также сопротивление Германии (как в Брюсселе по поводу санкций против Лукашенко, так и, возможно, в образе Колесниковой). А если еще уйдет и белорусский транзит, то будет совсем как в конце сказки о золотой рыбке…
Дураки учатся на своих ошибках, а умные – на чужих. Литва, похоже, вообще не учится.
Накануне член президиума Координационного совета Мария Колесникова, пресс-секретарь Антон Родненков и исполнительный секретарь Иван Кравцов перестали выходить на связь. Во вторник утром госагентство БелТА сообщило, что Колесникова была задержана при попытке незаконного пересечения госграницы с Украиной. В погранкомитете Белоруссии подтвердили информацию о задержании Колесниковой, а также сообщили, что Родненкову и Кравцову удалось покинуть республику и оказаться на территории Украины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.