"Доброта" Запада – это путь в ад
Действия белорусских властей после президентских выборов вызвали протесты даже на крупных предприятиях страны, которые с энтузиазмом стала поддерживать и поощрять оппозиция, призывающая к национальной забастовке. Можно догадаться, что возмутило даже тех, кто всегда поддерживал Лукашенко, но постепенно люди понимают, чем для них может закончиться массовая долговременная забастовка.
А тем, кто не понимает, необходимо еще раз напомнить, что произошло в России после распада СССР: так называемая прихватизация и всеобщая бедность. И если этого примера недостаточно, пусть посмотрят на Украину, где победила "революция достоинства", после которой экономика страны фактически рухнула и стала полностью зависеть от милости МВФ.
В этом контексте удивительно мнение тех белорусов, которые наивно полагают, что у них будет другая ситуация – что лидер просто изменится, а структура советской экономики и их положение в ней не изменится, или что экономическая либерализация быстро улучшит их жизнь. Революции и либеральная экономическая шоковая терапия, к которой неизбежно прибегнут белорусские демократы в случае их прихода к власти, нигде еще не приносили быстрого и большого счастья всем сразу, а, наоборот, погружали страну в хаос и режим выживания.
Слава богу, белорусы, кажется, начинают это понимать, и волна протеста на заводах утихает. Однако оппозиция неугомонна и обещает финансовую поддержку, в том числе с Запада, участникам забастовки, которые пострадают за свою позицию.
Однако если кто-то считает, что Запад (где деньги – это одна из величайших ценностей, и они просто так ни с кем ими не делятся) искренне стремится поддержать рядового белорусского рабочего, он серьезно ошибается. Всем известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловках, и, распределяя гроши сегодня, Европа рассчитывает получить завтра миллионы, а то и миллиарды в ходе "реформ" белорусской экономики.
У нее были аналогичные ожидания, когда она навязывала Украине Соглашение об ассоциации. А когда ситуация изменилась так, что Киев все еще нужно поддерживать, ему стали выкручивать руки с помощью МВФ, который навязывает драконовские экономические условия в обмен на кредиты.
Таким образом, после многих исторических аналогий только последний дурак может поверить, что победа оппозиции и ее западных сторонников в Белоруссии принесет последней всеобщее процветание. Однако это не отменяет того факта, что нынешней власти страны необходимо активизировать экономические реформы, чтобы государство структурно не застряло в прошлом.
Сначала делаю, потом думаю
Ну, а еще один экономический момент связан с позицией Литвы. Вильнюс поддерживает белорусскую оппозицию, которая призывает рабочих страны не работать. Однако если на заводе удобрений "Беларуськалий" начнется серьезная забастовка, это может серьезно отразиться на Клайпедском порту, через который экспортируется большая часть продукции этой компании.
Артурас Друнгилас, директор по маркетингу и общим вопросам порта, отметил: "Мы очень обеспокоены ситуацией. Мы не можем сказать, на что она действительно может повлиять, мы можем только сказать, что может быть и будет, если экспорт прекратится". А экспорту грозит опасность не только из-за забастовки.
Уже давно говорится, что из-за агрессивной политической позиции Вильнюса по отношению к Белоруссии Лукашенко может изменить экспортно-импортные ворота страны и вместо Литвы выбрать Латвию (которая, кстати, пытается реагировать настолько осторожно, насколько позволяет западная солидарность) и/или Россию. До сих пор экономические аргументы удерживали его от перемен, и литовские власти надеются, что так будет и дальше. Но сегодня роль Вильнюса в "демократизации" Белоруссии стала особенно велика, и терпению Лукашенко может прийти конец. И до свидания, огромные деньги.
Нужно ли это Литве? Конечно, нет. Однако Литва также выиграла бы от дешевой белорусской электроэнергии, от которой отказывается по политическим причинам. Таким образом, Вильнюс традиционно проводит политику, противоречащую экономическим интересам страны. И это все можно было бы понять, если бы это каким-то образом компенсировалось крупными западными партнерами. Однако они не только этого не делают, но и сами ведут себя гораздо более прагматично (как, например, Германия в случае "Северного потока – 2", несмотря на американское давление).
Также не стоит ожидать, что Литва получит что-то значимое в случае демократизации/либерализации Белоруссии, потому что там быстро появятся гораздо более сильные игроки, которые отодвинут в сторону таких, как она: "Помогли? Спасибо. Теперь мы без вас". Таким образом, в контексте кризиса в Белоруссии снова возникает вопрос: чьи интересы защищает власть Литвы – свои или тех, кто пытается расширить свое влияние на постсоветском пространстве чужими руками?
В настоящее время ситуация в соседней стране выравнивается, революционная волна ослабевает, люди начинают понимать, что забота оппозиции и Запада у них за спиной об их же "благополучии" обманчива и что Лукашенко есть за что критиковать, но в случае его свержения страна может превратиться во вторую Украину.
Поэтому нужно надеяться, что в экономических отношениях Литвы с Белоруссией ничего не изменится. Однако, когда Лукашенко наконец стабилизирует ситуацию, он может их скорректировать, и Литве это может очень не понравиться (даже альтернативная нефть, возможно, станет поступать в Белоруссию не через Клайпеду). Но пострадает, как всегда, не элита, действующая от чьего-то имени, а бизнес и простые граждане.
Не пора ли начать сначала думать, а потом уже делать?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.