Малотоннажное сжижение – полный порядок
Малотоннажное сжижение – технологические линии мощностью до 100 тысяч тонн СПГ в год. Здесь у нас все в полном порядке: собственные технологии, полнейшая локализация производства оборудования, экспортные поставки в Китай, работающие заводы в Псковской и Калининградской областях, целый ряд проектов в стадии реализации.
Производить сам СПГ на экспорт таким методом не имеет смысла, это скорее для решения наших собственных проблем с наращиванием газификации территории России. Единственное исключение – экспорт произведенного по такой технологии СПГ с завода "Криогаз" в Псковской области в Эстонию, но это действительно совершенно уникальное стечение обстоятельств.
Усилиями "Газпрома" газификация России в конце 2019 года превысила 71 процент, малотоннажные СПГ-заводы могут помочь ускорить этот процесс. Но важно помнить, что здесь всегда имеется дилемма: строить газовые трубопроводы в малонаселенные пункты порой бывает дорого. Однако для того, чтобы всегда была возможность своевременно доставить СПГ, требуются дороги – автомобильные или железнодорожные, со всеми вытекающими отсюда размерами смет.
Поэтому малотоннажный СПГ не является неким "чудодейственным эликсиром", задача полной газификации всех наших городов и поселков требует комплексного подхода. А вот производство самих технологических линий экспортный потенциал имеет, первый опыт поставок уже появился, есть основания полагать, что последует и продолжение.
Два среднетоннажных российских проекта
Среднетоннажное сжижение – технологические линии мощностью до одного миллиона тонн СПГ в год. Первый проект уже реализован усилиями "Газпром Банка" и "Новатэка" – это завод "Криогаз-Высоцк" в Ленинградской области, на котором использована технология французской компании Air Liquide, которая согласилась с требованием "Газпром Банка" о полной передаче всех лицензий и патентов.
Степень локализации оборудования "Криогаз-Высоцк" – около 70 процентов, для первого проекта очень высокий показатель. Вторая малотоннажная линия должна быть принята в эксплуатацию в конце 2020 года в составе "Ямал-СПГ", и это уже полностью российская технология "Арктический каскад".
"Новатэк", как частная компания, имеет полное право не раскрывать полный объем информации, но в одном из интервью глава "Новатэка" Леонид Михельсон говорил о том, что "Арктический каскад" может стать и крупнотоннажным, для этого требуется отечественная газовая турбина большой мощности.
Среднетоннажное сжижение уже имеет вполне очевидную экспортную составляющую: продукция "Криогаз-Высоцка" малыми танкерами-газовозами поставляется в литовскую Клайпеду и в несколько портов Германии. Танкеры – не российского производства, "Новатэк", как оператор этого проекта, спокойно пользуется зафрахтованными судами. Теоретически к этому проекту можно подключить принадлежащую "Газпрому" плавучую регазификационную установку "Маршал Василевский", но объемы резервуаров этого судна великоваты для скромных возможностей завода в Высоцке.
"Росатом" и российский СПГ-проект
Два крупнотоннажных СПГ-завода, действующих в России, работают на технологиях англо-голландской Shell (на Сахалине) и американской Air Product (Ямал). При этом при реализации "Ямал-СПГ" локализация производства оборудования для него превысила 50 процентов, и "Новатэк" уверен, что при строительстве "Арктик СПГ-2" процент будет еще выше.
Крупнотоннажное производство СПГ в России – это уже чисто экспортный проект, и если Россия пришла в этот сектор всерьез и надолго, то нам нужно в сжатые сроки осваивать все остальные компоненты этого бизнеса. Отмечу, что 4 августа 2020 года Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по проекту строительства криогенного стендового комплекса по испытаниям технологий для средне- и крупнотоннажного производства СПГ.
Строить стенд будет, как водится, "Росатом" – атомная госкорпорация участвует во множестве высокотехнологичных проектах, СПГ-проект исключением не стал. Испытательный стенд для него критически важен, поскольку нужно обязательно иметь возможность проверить в действии, в условиях, максимально приближенным к производственным, любое новое оборудование.
Всего две цифры: температура сжижения природного газа минус 162 градуса Цельсия, а температура, которую можно будет получить на испытательном стенде, – минус 196 градусов, то есть с хорошим запасом. Но лучше уж проверить оборудование в сверхжестких условиях, чем не избавиться от риска серьезных аварий на строящихся заводах.
Кроме того, "Росатом" уже освоил производство криогенных насосов – тех, которые используются при перекачке СПГ из заводских резервуаров хранения в резервуары танкеров-газовозов. А это уже весомый вклад в освоение технологи регазификационных терминалов – пунктов сдачи СПГ конечным потребителям.
Напомню, что в мире СПГ покупает для своих нужд только 41 государство, что является одной из самых значимых причин падения цены, которое переживает мировой рынок СПГ в текущем году, – предложение значительно превысило спрос. При этом спрос не может вырасти из-за вот такой технологической проблемы – есть страны, которым нужен этот энергетический ресурс, но они не имеют возможности его принять.
Стенд, который будет строить "Росатом", позволит проверить и все остальное оборудование для приемных терминалов, так что можем зафиксировать: первые шаги в направлении освоения этой технологии Россия потенциально сможет сделать уже в самое ближайшее время.
Мембранные системы хранения СПГ – рубеж взят
В предыдущих статьях этого цикла мы уже выяснили, что Россия способна производить многое из того, что необходимо для строительства танкеров-газовозов повышенного ледового класса, – от корабельной стали до рулевых колонок AZIPOD. Для производства последних совместное предприятие "Роснефти" и General Electric в конце 2019 года построило в Большом Камне завод "Сапфир", а вот вопрос с логистикой доставки корабельной стали нужного размера в этот город с российских заводов-производителей пока не решен.
В сентябре 2019 году Игорь Сечин, глава "Роснефти", которая курирует проект судостроительного комплекса "Звезда", анонсировал разработку проекта строительства металлургического комбината на Дальнем Востоке в составе вновь создаваемого промышленного кластера, но пока новостей по этому поводу в открытых источниках информации не появлялось.
Зато у нас имеется очень серьезная позитивная новость, которая поступила от "Звезды" в июле этого года, – французская компания Gastransport & Traiding лицензировала судостроительный комплекс как единственного в России производителя мембранных систем хранения СПГ для танкеров. Для того чтобы доказать свою квалификацию, специалисты завода изготовили опытный образец СПГ-танка – строго в установленные сроки и с соблюдением всех технологических норм.
Событие тем более значимое, что эта же технология применяется и для хранения СПГ в заводских резервуарах, для систем хранения СПГ судами, использующими его в качестве моторного топлива, эта же технология будет использована и в резервуарах в запланированных к строительству перевалочных базах "Новатэка" в Мурманске и в бухте Бичевинской на Камчатке.
И даже в том случае, если российская промышленность освоит технологию строительства регазификационных терминалов, технология хранения СПГ тоже будет востребована – ведь далеко не во всех странах имеется возможность построить подземные хранилища газа, им придется позаботиться о создании крупных наземных хранилищ СПГ.
Для самой "Звезды" получение лицензии стало одним из самых ключевых моментов – судостроительный комплекс доказал, что сможет строить танкеры, которые только при создании криогенных танков (корабельных резервуаров) и становятся танкерами-газовозами. Эта новость не получила достойного освещения новостными агентствами, хотя она того явно заслуживает, поэтому у нас просто нет выбора – придется взять эту работу на себя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.