В Клайпедский порт пришла вторая партия нефти из США, предназначенная для Белоруссии. В воскресенье танкер UMLMA под флагом Катара прибыл в Литву из техасского порта Нечес, проведя в рейсе 22 дня.
Из Клайпедского порта по железной дороге партию отправят на нефтеперерабатывающий завод "Нафтан".
В интервью Sputnik Литва ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков заявил, что Белоруссия считает, что таким образом у нее получается давить на Россию. Однако для российской стороны никакой угрозы на нефтяном рынке нет.
"Белоруссия запугивает Россию тем, что наши компании потеряют белорусский рынок нефти, хотя, конечно, это не так. Когда наши компании поставляют нефть в Белоруссию, они не платят экспортную пошлину в наш бюджет, если они те же самые объемы будут отправлять в другие страны, то они заплатят экспортную пошлину, поэтому для российского бюджета выгодно, чтобы нефть шла не в Белоруссию, а в другие страны. Причем те объемы, которые приходят из альтернативных источников – США, Азербайджана, Норвегии, – это не дополнительная добыча, которая занимает новые рынки. Они просто берут нефть с одного направления и перенаправляют на другое направление. Поэтому Россия, когда ее вытесняют с белорусского рынка, просто занимает ту долю рынка, которая освободилась в других странах", – сказал эксперт.
Юшков отметил, что в этом случае зарабатывает Литва, поскольку становится посредником. Однако для Белоруссии экономически более выгодно было бы возобновить использование нефтепровода с Латвией, а не пользоваться железными дорогами.
"Это было бы экономически более оправдано, чем тащить через Клайпеду по железной дороге. Самый затратный вариант доставки нефти, который возможен, именно по железной дороге. Самое смешное, что Литва зарабатывает на поставках, так как Белоруссия и из других стран тащит через Клайпеду нефть себе, и самое абсурдное было, когда Белоруссия закупила танкер российской нефти с поставкой через Клайпеду", – отметил он.