По мере приближения выборов президента США вскрываются определенные факты, указывающие на то, что некоторые страны заранее готовят себе "запасные аэродромы" на тот случай, если президентом США станет Джо Байден и начнет корректировать внешнюю политику Вашингтона в соответствии со своими представлениями о прекрасном, пишет в материале РИА Новости Иван Данилов.
Независимо от того, какой электоральный сценарий реализуется на американских избирательных участках (или если пророчество Трампа о гражданской войне сбудется, то прямо на окровавленных вашингтонских улицах), последствия этих подготовительных действий будут сказываться на распределении геополитических сил, блоков и контуров еще очень долгое время, что сильно беспокоит наших заокеанских партнеров. А уж когда речь заходит о ядерных рисках и китайском влиянии в самом взрывоопасном и стратегически важном регионе планеты, то эмоции и страхи просто зашкаливают.
Именно в этом контексте стоит интерпретировать практически одновременное появление в западном инфополе двух сюжетов о Саудовской Аравии. С одной стороны, агентство деловой информации Bloomberg проводит ретроспективный анализ того, как плохо будет Саудовской Аравии в случае избрания Байдена и как президент-демократ будет карать саудовское политическое руководство, превращая его в политических изгоев.
А с другой стороны, The Wall Street Journal публикует информацию от своих собственных высокопоставленных американских источников, согласно которой Саудовская Аравия якобы уже находится в тесном ядерном сотрудничестве с Китаем и даже якобы завершила строительство собственной секретной установки по обогащению урана.
Можно долго дискутировать о том, является ли предполагаемое ядерное сотрудничество по линии Эр-Рияд — Пекин (если оно действительно происходит) неким ответом на вероятные экономические, санкционные и дипломатические риски, связанные с Джо Байденом, или речь идет о том, что угрозы Байдена и его очевидная антисаудовская риторика по сути являются попыткой запугать Эр-Рияд, который начал сближение с самым серьезным конкурентом США на геополитической арене. Однако независимо от точной интерпретации связь между вышеперечисленными событиями, скорее всего, есть, и этот сюжет явно не закончится двумя материалами в авторитетных СМИ — в том смысле, что обязательно последуют (частично скрытые) политические и экономические жесты и меры воздействия.
"Презрительная критика Байдена в адрес саудовцев — это предупредительный выстрел после объятий Трампа", — утверждает заголовок Bloomberg. Как следует из самой статьи, "бывший вице-президент (Байден) назвал королевство изгоем и пригрозил остановить продажи американского оружия, крупнейшим покупателем которого является Саудовская Аравия", а кроме того, "сигнализировал о большем желании сотрудничать с Ираном, главным соперником королевства".
Стоит отметить, что американские журналисты также приводят мнения экспертов, некоторые из которых настаивают на том, что любые действия на Ближнем Востоке, включая переформатирование "иранского вопроса", изменение отношений с Эр-Риядом или радикальный пересмотр американской стратегии в рамках палестино-израильского конфликта, будут восприниматься Вашингтоном как некие операции на вторичном театре геополитической борьбы, эпицентр которой будет неизбежным образом находиться не на Ближнем Востоке и даже не в Восточной Европе, а в Азии. Типичный пример — позиция старшего научного сотрудника Школы международных исследований имени С. Раджаратнама в Сингапуре Джека Дорси, который утверждает, что "Ближний Восток вряд ли будет приоритетом Байдена, и, как и Трамп, Байден, вероятно, захочет сокращать, но не отказываться от обязательств США перед регионом. Китай и Россия — намного важнее".
Действительно, сложно спорить с тезисом, что для администрации Байдена (если он выиграет выборы или победит в будущей гражданской войне) борьба с Китаем и Россией будет очень важна, но именно из-за этого как минимум "саудовский вопрос" может быть очень важным для Вашингтона. Главный покупатель саудовской нефти — КНР, и вообще необходимость импорта энергоносителей является одной из немногих уязвимостей китайской экономики, на которые Вашингтон в перспективе может надавить. Саудовская Аравия и Россия — это два столпа нефтяного мегаальянса ОПЕК+, который, с одной стороны, разорил американских сланцевиков, а с другой — позволяет поддерживать цены на нефть на сравнительно комфортных уровнях для российского бюджета. А если учесть (не подтвержденные официально) сообщения о том, что Саудовская Аравия занимается секретным ядерным сотрудничеством с Китаем, то ситуация становится совсем интересной.
Можно провести мысленный эксперимент и попробовать посмотреть на "вброс" из The Wall Street Journal глазами американского чиновника, дипломата или военного. "Саудовская Аравия с помощью Китая построила установку по производству желтого уранового кека из урановой руды, что является шагом вперед в стремлении богатого нефтью королевства освоить ядерные технологии, сообщают западные официальные лица, осведомленные об этой установке. Объект находится в малонаселенном районе на северо-западе Саудовской Аравии и вызвал обеспокоенность у американских должностных лиц (и должностных лиц из стран — союзников США) в связи с тем, что зарождающаяся ядерная программа королевства продвигается вперед и что Эр-Рияд сохраняет возможность разработки ядерного оружия", — сообщает издание. Особую пикатность ситуации придает тот факт, что, по утверждению источников американских СМИ, сам факт наличия этой установки был тщательно охраняемым секретом внутри западных официальных структур, а это можно интерпретировать как сигнал о том, что "вброс" данной информации через СМИ был неким осознанным жестом (или завуалированной угрозой) в адрес Эр-Рияда.
Если ситуация будет развиваться по "иранской схеме", которую опробовал Трамп, то последствия могут быть самыми разными, но все они будут негативными для американо-саудовских отношений: начиная от дипломатического охлаждения и заканчивая (если дело зайдет совсем далеко) санкциями. Но даже если Байден не победит, возникнет вопрос: не захочет ли Саудовская Аравия все-таки найти себе более предсказуемого партнера, чем переменчивый вашингтонский истеблишмент.