Новые бизнес-партнеры, как многократно повторил господин Лукашенко, – это реализация политики диверсификации поставщиков черного золота как способа избавиться от необходимости унижаться перед Россией. Реакция со стороны России – сдержанная, никаких "глобальных выводов" никто из серьезных российских политиков не делает. А во время визита Сергея Лаврова господин Лукашенко заявил следующее: "Если кто-то рассчитывает ухудшить наши [России и Белоруссии] отношения, это у него не получится". Что же все это значит и при чем тут Белорусская АЭС? Попробуем разобраться.
У нефти много разных сортов
При первичной переработке легких сортов нефти увеличивается выход легких нефтепродуктов – бензина и керосина, первичная переработка нефти тяжелых сортов – это дизельное топливо, мазут и гудрон. Но поскольку белорусские НПЗ освоили и технологию вторичной переработки, то и из тяжелой нефти на них тоже уверенно получают бензин и керосин, а добавка легкой нефти только способствует этому.
Легкие сорта нефти для Белоруссии в предыдущие годы тоже поставляли из России – это нефть Siberian Light, которую добывают, само собой, в Сибири. Отдельного нефтепровода для Siberian Light нет, а Белорусское море существует только в воспаленном мозгу мадам Псаки – так что поставки шли железнодорожным транспортом, и стоимость для Белоруссии получилась не самой радостной.
Сейчас Белоруссия перехватила легкую нефть у сторонних покупателей, сибирская нефть по магистрали "Восточная Сибирь – Тихий океан" спокойно ушла на рынок Юго-Восточной Азии, российский бюджет получил за нее причитающуюся экспортную пошлину. Пострадавших нет, шумиха в СМИ – есть. Спасибо, Александр Григорьевич, что нам так весело!
Перспективы распада БРЭЛЛ
Вот теперь давайте вернемся к Белорусской АЭС и к поставкам в балтийские республики электроэнергии из России. То, что поставки в Латвию идут через Литву, а в Эстонию – через Финляндию, мы уже выяснили. Объем поставок из России растет, что не может не радовать – мы поставляем конечный продукт переработки газа и угля, а не энергетическое сырье.
Однако еще летом 2019 года Литва, Латвия и Эстония подписали с Еврокомиссией политическое соглашение о том, что страны Прибалтики в 2025 году выйдут из состава БРЭЛЛ. Если это действительно произойдет, то на этом наши экспортные поставки в этом направлении и закончатся: с учетом антироссийской истерики как основы прибалтийской независимости рассчитывать на то, что энергетические компании Литвы, Латвии и Эстонии пойдут на долгосрочные контракты с "Интер РАО", которые оправдали бы инвестиции в сооружение ВПТ, вставок постоянного тока, не приходится.
Зимой этого года, по словам премьер-министра Белоруссии после его визита в Ригу, началась проработка проекта строительства новой линии электропередачи – из Белоруссии в Латвию через имеющийся у этих двух стран отрезок прямой государственной границы. И вот это уже совсем другой поворот.
Драники от Лукашенко к латвийскому столу. Не путать с печеньками от Нуланд!
Давайте задумаемся: будет ли Латвия подписывать договор о новой ЛЭП, расходовать средства на ее строительство вместе с Белоруссией, которая совершенно корректно ведет себя с Россией в рамках строительства Союзного государства, когда интеграционные процессы между нашими странами идут по обоюдному согласию и с хорошей интенсивностью? Или Латвии будет проще сделать это в том случае, если "все знают, что Россия готова со дня на день чуть ли не насильственными методами инкорпорировать Белоруссию в состав Смоленской области, растоптав тем самым независимость маленького, но гордого государства"?
Новости о том, как развиваются отношения между Москвой и Минском, европейские СМИ в последнее время пишут именно вот с таким лейтмотивом. Разница, согласитесь, очевидна. Еще больше разница ощутима, если не забывать о том, что перевалка американской и саудовской нефти происходила через литовскую Клайпеду, а заодно припомнить, что происходит с портами Латвии после того, как из них с каждым годом все активнее уходят российские грузы.
С апреля 2020 года поставки нефти из России по "Дружбе" возобновились, объем составляет 1,1-1,2 миллиона тонн, и на этом фоне 180 тысяч тонн саудовской и американской нефти – мелочь. Но в масштабах Прибалтики вообще и Латвии в частности это уже не мелочь, а весьма серьезный проект. 180 тысяч тонн – это 50 железнодорожных составов, это хранение нефти в порту, пока идет реализация логистической схемы.
У Литвы есть Клайпеда, но у Латвии есть порт Вентспилс, который изначально строился именно как нефтеналивной. И переадресация танкеров с нефтью для Белоруссии из Клайпеды в Вентспилс – это еще одна "печенька", которая вполне позволит правительству Латвии справиться с самой яростной оппозицией, если та решит критиковать команду премьер-министра Кришьяниса Кариньша за сотрудничество с "другом Путина". Ответную демагогию представить нетрудно: "Белоруссия сама с трудом справляется со страшной агрессией со стороны России, а тут вот дешевая электроэнергия и работа для порта и латвийской железной дороги".
Кредит подлежит возврату
В чем выигрыш России? В возврате десяти миллиардов долларов, выданных в виде кредита Белоруссии для строительства АЭС силами "Росатома". Строительство еще не завершено, проценты локализации еще никто не высчитывал, но вряд ли мы сильно ошибемся, если предположим, что не менее 50 процентов этого кредита уже разошлись по российским заводам, по предприятиям "Росатома", которые производили оборудование для АЭС.
Переговоры о строительстве ЛЭП между Белоруссией и Латвией только на начальном этапе, до реализации этого проекта есть еще два-три года, в течение которых российская электроэнергия в Латвию и Эстонию будет все так же поступать транзитом через Литву и через Финляндию. И только за пару лет до выхода Прибалтики из БРЭЛЛ могут начаться поставки в Латвию электроэнергии, произведенной на Белорусской АЭС, – но так ведь и расчет по кредиту от России Белоруссия должна начать через два года после ввода станции в эксплуатацию. И расчет начнется одновременно с началом экспорта электроэнергии в Латвию, почему бы и нет.
Если контракт будет долгосрочным – появятся возможности решить и вопрос с инвестициями в строительство ВПТ на границе Белоруссии и Латвии. И не только за счет нового российского кредита: АЭС, как известно, никакого углекислого газа в атмосферу не выбрасывает, то есть в страну Евросоюза может прийти электроэнергия "без углеродного следа". Разве в просьбе о предоставлении кредита на такое благое дело Еврокомиссия сможет отказать? К тому же он может быть выплачен той же шведской АВВ, которая из-за бесконечных аварий с морским кабелем в Литву уже основательно освоила технологию обустройства ВПТ?.. Тем более что Латвия сможет зарабатывать деньги не только за счет транзита белорусской электроэнергии в Эстонию и в Литву, но и за счет перевалки в Вентспилсе нефти для белорусских НПЗ.
Разумеется, все изложенное – не более чем одна из возможных версий. Но она по меньшей мере объясняет полнейшее спокойствие руководства России по поводу резко изменившейся риторики господина Лукашенко. Насколько версия соответствует действительности, станет понятно в течение ближайшего года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.