31 мая (18 мая) православная церковь отмечает память святого мученика Феодота и святых мучениц семи дев – Текусы, Фаины, Клавдии, Матроны, Иулии, Александры и Евфрасии.
Святые жили во второй половине III века в городе Анкире Галатийской области и мученически скончались за Христа в начале IV века.
Феодот был корчемником, имел свою гостиницу и был женат. Однако он был христианином, был очень скромен и сдержан и беседами приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению.
Во время гонения императора Диоклетиана на христиан в Анкиру назначили известного своей жестокостью правителя Феотекна. Многие христиане бежали из города. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, а если откажутся, то будут преданы на мучения и смерть.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, кормил их и укрывал от преследований. Он помогал и тем, которые находились в тюрьмах и погребал усопших. Когда христианские церкви в Анкире были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице, и Феодот знал, что ему вскоре тоже предстоит мученический подвиг.
В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия – с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям и смерти.
В следующую ночь Текуса явилась во сне Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и друг Феодота Полихроний, который помог унести тела мучениц. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота как виновника похищения тел.
Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года.
На Руси этот день называли "Федот-овсяник", "овсяник", "сев овса", "семь дев".
Федотов день в народном представлении был связан с дубом. Это дерево всегда служило символом могущества, силы, славы и прочной веры. Славяне уподобляли дуб человеку и считали, что именно на этом дереве, а не на яблоне, растут молодильные яблоки. В древние времена его считали деревом языческого бога Перуна. В летописях даже упоминается название дуба – Перуново дерево.
Под кронами дубов наши предки устраивали языческие храмы – капища – и приносили жертвы богам. Под дубом проходили и брачные церемонии славян. Молодым надо было лишь отправиться к дубу и, взявшись за руки, три раза обойти великана. Такой союз считался священным и скрепленным на всю жизнь.
Рубить дуб считалось большим грехом. Его древесина в основном шла на строительство храмов.
Были и погодные приметы. "Если на Федота на дубу макушка с опушкой, то овес можно будет мерить кадушкой" – то есть будет очень хороший урожай овса.
Если дуб распускался раньше ясеня, то это предвещало сухое лето. А крики чибисов – ясную погоду на следующий день.
Если на небе в этот день на заре сполохи играют – то следует ждать перемену погоды. Красный закат предвещал ветер, легкая дымка – к дождю, а если солнце заходит в облако, то следующий день будет ненастным. Также плохую погоду предвещали и кучевые облака, не рассеявшиеся к вечеру.