Страны Балтии и Польша обратились в Европейскую комиссию с просьбой о финансировании второго этапа синхронизации электросетей с континентальной Европой.
Заявка подана в Фонд европейской инфраструктуры Connecting Europe Facility (CEF) Еврокомиссии. Страны рассчитывают получить помощь в размере 75 процентов стоимости проекта.
В интервью Sputnik Литва политический аналитик Александр Носович заявил, что страны Балтии затевают все более масштабные инфраструктурные проекты, чтобы получить внешнее финансирование от Западной Европы.
"Ради этого была и попытка строительства Висагинской АЭС, и завоз в Литву СПГ-терминала, и железная дорога Rail Baltica, и отключение из электрокольца БРЭЛЛ, и подключение к европейской электросети через кабели, смычки, с Польшей и Швецией по дну Балтийского моря… В этих проектах всегда была идеология и геополитика и никогда не было экономики. Они все нерентабельные, потенциально убыточны, и, соответственно, никаких экономических причин давать Прибалтике деньги на эти проекты у Европы никогда не было", – заявил он.
По словам Носовича, в последние годы у Брюсселя нет желания финансировать инфраструктурные проекты стран Балтии, поэтому выплаты стали уменьшаться еще до выхода Великобритании из ЕС (Brexit).
"Тем более проблематичным стала их реализация после того, как Великобритания ушла из Евросоюза и, соответственно, бюджет ЕС урезался где-то на одну шестую, если не на одну пятую. А теперь же, когда произошла вся эта история с коронавирусом и когда, по прогнозам, европейская экономика упадет сильнее всех в мире, вероятность того, что Прибалтика получит деньги на вот те свои идеологические заявки, стремится к нулю", – сказал эксперт.
Носович подчеркнул, что энергокольцо БРЭЛЛ всегда отличалось стабильной работой и не вызывало проблем, оно гарантировало балтийским республикам энергетическую безопасность. Кроме того, это было экономически выгодно для стран Балтии.
"Тем не менее Литва, Латвия и Эстония зачем-то же решили от нее отказаться и подключаться кабелями со Скандинавией, притом что эти кабели по нескольку раз в год выходят из строя и в Литве наступает блэкаут. Какой в этом смысл? Есть ли в этом здравый смысл… В общем-то, все сходились, что никакого здравого смысла в этом нет, только не все об этом прямо говорили. Но раньше, теоретически, у Евросоюза были деньги на то, чтобы подобные капризы своей восточной периферии оплачивать. Теперь у Европы денег будет очень мало, и они пойдут точно не на Прибалтику", – заключил он.