30 апреля (17 апреля по старому стилю) православная церковь отмечает память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого. Он был великим святым Русского Севера и основателем иноческого общежития на Соловецком острове.
Зосима родился в Новгородской епархии, в селе Талвуе около Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, а после смерти родителей раздал имущество и принял иноческий постриг.
Преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом. Тот рассказал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием прожил шесть лет.
Около 1436 года отшельники благополучно добрались до Соловецких островов. Преподобные сами построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью Герман отправился на материк за необходимыми припасами, но из-за непогоды не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове в лишениях и страданиях. Весной преподобный Герман возвратился на Соловки с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли.
Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе Зосимы из Новгорода был прислан в новую обитель игумен с антиминсом (плат со вшитым кусочком мощей святого, необходимый для совершения полной литургии) для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали туда из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрала игуменом преподобного Зосиму.
Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков уловы рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа.
Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб, в котором был погребен за алтарем Преображенского храма. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.
На Руси этот день называли "Зосима", "Зосима-пчельник", "Зосим Соловецкий", "Зосима-Савватий".
Святой покровитель этого дня был известен как заступник пчеловодов. К этому дню, как и ко дню святого Пуда, приурочивают выставление ульев на пасеку. Пчелы пользовались особым уважением в народе. По старинному преданию, в то время, когда на Голгофе совершалось искупление рода человеческого, они прилетели целым роем к распятому на кресте Христу и, осушив кровавый пот на Его челе, пытались облегчить страдания Спасителя.
По другой легенде, пчелы были первыми возвестившими христианам во всем мире о Светлом Христовом Воскресении. Есть и присказка о том, что "доброго человека и пчела не жалит".
Но есть еще одна легенда о пчелах. Когда человек в первый раз потревожил пчел, придя к ним за медом, пчелы очень рассердились и полетели жаловаться на людей Богу, сказав, что человек обижает их, отнимает мед, а они не могу защититься.
Господь пожалел пчел и позволил им жалить людей, но только ради защиты себя и меда. На следующее лето человек вновь пришел к пчелам и забрал у них мед и соты, но тут уж пчелы могли постоять за себя. Однако им этого показалось мало, они снова полетели к Богу и попросили его о том, чтобы их укусы стали не только очень болезненными, но и смертельными. Господь увидел, что просьба пчел зла, сказал, что этому не бывать, и наказал самих пчел – с тех пор пчела, ужалив, погибает сама.
Были в этот день и приметы, связанные с пчелами. Если пчелы летят на цветы фруктовых деревьев, то из них получатся плоды. Мало убыли в пчелах – к урожаю гречихи, и наоборот, много убыли – гречка не родится.