До осени еще далеко, и нет никаких упоминаний о том, что выборы в Сейм могут быть отложены. Однако сегодняшнюю ситуацию в Литве, Европе и мире сложно предсказать. Поэтому возможны все сценарии, и не исключено, что нынешняя правящая коалиция останется у власти в течение более длительного периода.
Однако пока давайте предположим, что голосование будет проведено в соответствии с планом, и порассуждаем, как на него может повлиять текущая ситуация с коронавирусом.
Избирательная кампания в стране началась еще до вирусного кризиса. Оппоненты обвиняли друг друга в антигосударственной деятельности, проявились лидеры предвыборных списков, начал разворачиваться инициированный депутатом Витаутасом Бакасом скандал с ДГБ...
А затем появился коронавирус, который стал основным акцентом не только в сфере защиты здоровья, но и в политике, вынуждая пересмотреть все предыдущие предвыборные планы. Так что же мы имеем на сегодняшний день? Точнее, что видим?
Само собой разумеется, что в общественном пространстве доминируют представители власти, и прежде всего премьер-министр Саулюс Сквернялис, который в то же время является одним из лидеров "Союза крестьян и зеленых Литвы" и, вероятно, поведет партию на выборы. Таким образом, получается, что коронавирус дал правящим идеальный шанс показать, чего они стоят, и повод "спасти всех".
Бороться с кризисом можно очень плохо, плохо, нормально, хорошо и очень хорошо. Если правящие будут действовать очень плохо или плохо, во время выборов явно произойдет крах. Если очень хорошо или хорошо — на выборах гарантирован успех.
Если нормально — то все будет зависеть от того, кто лучше сыграет: оппозиция будет пытаться убедить избирателей, что стакан наполовину пуст (что действия власти во время кризиса являются/были недостаточно эффективными), а правящие — что стакан наполовину полон (что они делают/сделали все, что могли, и результат положительный).
Пока правительство действует именно нормально (с недостатками, но не безнадежно), и лидер консерваторов Габриэлюс Ландсбергис цинично, но вполне логично попытался выложить на стол карту с министром здравоохранения Аурелиюсом Веригой как неэффективным управляющим во время кризиса, предлагая заменить его министром обороны Раймундасом Кароблисом. Эффект был нулевым или даже отрицательным.
Как точно сказал лидер "крестьян" Рамунас Карбаускис: "Я понимаю одно – единственные, кто в настоящий момент выражают недоверие к Вериге, это оппозиция. Видимо, ни самоуважения, ни совести не осталось у некоторых людей, которые думают только о своих политических интересах". К тому же Ландсбергиса не поддержали ни президент, ни Кароблис.
Таким образом, сегодня оппозиция остается в политической тени. В то же время нет ощущения, что общественность негативно отреагирует на действия правительства.
Конечно, не все идеально. Но где сейчас идеал? По-видимому, поэтому литовцы воздерживаются от пустой критики власти. Правда, пик эпидемии и экономических проблем в Литве еще не пройден, но нет никаких оснований утверждать, что правительству не удастся справиться с ситуацией (с рейтингами).
Таким образом, если ничего особенно страшного не произойдет (массовое заражение и серьезный экономический спад с банкротствами и высоким уровнем безработицы), Сквернялис придет на выборы как человек, который преодолел свою серьезную болезнь, и как премьер-министр, который победил коронавирус (не без ошибок и потерь, но победил).
Так что же, против консерваторов выступил дух истории? Выживем – увидим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.