27 марта (14 марта по старому стилю) православная церковь празднует День чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери.
Это одна из самых почитаемых в православии икон с изображением Богородицы, сейчас она хранится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме.
Церковные источники приписывают ее авторство евангелисту Луке, а по иконографии она сходна с еще одной крайне почитаемой иконой – Владимирской.
Также она считается одной из святынь дома Романовых, поскольку с ней часто связывают воцарение на престоле первого из династии – царя Михаила Федоровича.
До сих пор неизвестно, как и когда именно появилась на Руси эта икона, однако первые упоминания о ней относятся к XII веку. Тем не менее, по оценке некоторых историков, насчет этой датировки есть серьезные сомнения. При этом современники событий считали, что икона была утрачена, но по прошествии нескольких лет обретена вновь.
Есть несколько церковных преданий об обретении иконы, в которых в том числе фигурирует младший брат Александра Невского, князь Василий Ярославич. Однако доподлинно известно, что икона была перенесена из разоренного Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата. С этого момента ее и стали называть Феодоровской (Федоровской).
Что касается воцарения Михаила Федоровича, то с ним связано следующее предание, в котором серьезную роль сыграла чудотворная икона. До воцарения Михаил жил в Костромском Ипатьевском монастыре с матерью. Именно туда отправилось посольство из Москвы, которое назначил Земский собор, выбравший Федора царем русским.
Сначала мать Федора Михайловича не хотела отпускать сына, но в итоге согласилась. По мнению ряда историков, она благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. Этот день стал днем празднования иконы, который отмечается до сих пор, а Федор взял с собой в Москву список с чудотворного образа.
На Руси этот день называли "Федор", "Федоров день", "Федор-скотник".
В этот день особо ухаживали за домашними животными, выводили скотину во двор, чистили и скребли ее, заговаривали от дурного глаза. Крестьяне никогда не говорили – "домашние животные", всегда только – "скотина". За скотиной надо было следить внимательно, чтобы с ней не случилось никакой беды, и работа пастухов всегда была очень ответственной.
Были и погодные приметы. Считалось, что если в этот день мороз – то холодная погода будет стоять еще неделю.