17 февраля (4 февраля по старому стилю) православная церковь отмечает память преподобного Николая исповедника, игумена Студийского.
Преподобный Николай жил в IX веке. Он родился на острове Крите. Когда мальчику исполнилось десять лет, родители отправили его к дяде, блаженному Феофану – студиту, то есть иноку Студийского монастыря. В то время студиты обладали серьезным авторитетом в церковной жизни, с ними считались патриарх и император.
Николай закончил училище при монастыре, а потом постригся в монахи. В те годы император Византии Лев Армянин стал преследовать тех, кто почитал святые иконы. Монахов, священников и мирян бросали в тюрьмы, ссылали и казнили.
Николая истязали и держали в темнице. Он вышел на свободу лишь после восшествия на престол императрицы Феодоры, которая вернула иконопочитание. Николая избрали настоятелем Студийского монастыря. Однако через несколько лет он ушел из Студит из-за поведения нового императора Михаила Третьего, у которого был несдержанный и распутный нрав.
Патриарх Игнатий пытался уговорить императора одуматься, но за это Игнатия отправили в ссылку. Игумен Николай в ужасе от такого беззакония покинул Студиты и Константинополь. Семь лет он скитался, но потом был схвачен и возвращен в монастырь как пленник. Лишь после смерти императора Николая освободили.
На Руси этот день называли "Николай", "Никола", "Никола студеный", "Николай-студенит", "волчий сват", "маковый закат", "новоезерские морозы".
Такое называние этот день получил не только по имени святого – Николая Студийского, но и потому, что крайне редко этот день в старину обходился без морозов. Уж начинались звериные свадьбы – отсюда и второе название праздника, "волчий сват".
Считалось, что знает о звериных тропах в лесу только Никола студеный.
Были и погодные приметы в этот день. Считалось, что если еловые ветки гнутся – то это к метели, а если распрямляются, то погода будет хорошей. Также в этот день ждали не только мороза, но и большого снега.