16 февраля (3 февраля по старому стилю) православные христиане отмечают память Симеона Богоприимца и святой Анны.
Имена этих святых связаны с праздником Сретения Господня. Когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон и Анна первыми узнали в беззащитном ребенке Мессию, Спасителя всего мира.
Согласно церковному преданию, Симеон был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий.
Симеон переводил книгу пророка Исаии и в ней натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово "дева" явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить, по его мнению, "ошибку", но в ту же секунду перед ним предстал ангел, который удержал руку святого и сказал, что он сам убедится в правдивости этих слов.
В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм, и там он встретил Иисуса Христа. После этого Симеон смог отойти в мир иной.
Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописи обычно изображали на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. Анна Пророчица изображалась в профиль, одетая чаще всего в красный хитон и зеленый мафорий (цвета могли быть иными); она указывала пальцем на Христа. Нередко Анну писали в образе седовласой старицы с усталым лицом.
На Руси этот день называли "Анна", "Семен и Анна", "Семен Богоприимец", "хранитель младенцев", "починки – по сохе поминки", "день святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы".
Этот день по свершаемой в него памяти святым называют хранителем младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным. Также этот день называли в народе "починками".
Часто в этот день, рано утром после молитвы, всей семьей выходили во двор работать – чинили сбрую, и ездовую, и пахотную. Именно про этот день говорили: "На Симеона расчиняй починки", "Семен с Анной сбрую починяют". К сбруе относились очень внимательно, потому что все изъяны в ней могли привести к беде.
Считалось, что в этот день может хулиганить домовой и заездить лошадей, когда хозяева ложатся спать. Чтобы избежать этого, на ночь на шею лошадям привязывали кнут и онучи.
Также в некоторых областях на Руси было принято варить соломату: кушанье из пресного гречишного теста, отваренного в воде, с постным или сливочным маслом. Это кушанье ела не только вся семья, но и угощение обязательно оставляли для домового. Духа дома боялись прогневать, поскольку он мог разозлиться и натворить в доме бед – тогда дела у хозяев пойдут наперекосяк, а люди и животные будут болеть.
По народному поверью, домовой прятался под веником, поэтому принято было при переезде в новый дом переносить в него старый веник.