ВИЛЬНЮС, 15 фев – Sputnik. Госкорпорация "Росатом", взяв на себя обязательства по развитию Северного морского пути (СМП), будет заниматься непривычными для себя видами деятельности, заявил в интервью Sputnik Литва эксперт по энергетике Борис Марцинкевич.
В конце 2018 года российская компания по атомной энергии стала оператором по развитию Севморпути. Правительство бывшего премьер-министра РФ Дмитрия Медведева утвердило план развития инфраструктуры до 2035 года. Он предполагает целый ряд мероприятий – от модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до организации перевозок на регулярной основе.
"Если внимательно посмотреть на тот план, который был утвержден предыдущим составом правительства, – план развития Севморпути до 2035 года, то становится ясно, что "Росатому" по этой формуле придется действовать. Для того чтобы Севморпуть действительно стал круглогодичным, что необходимо? Необходимо знать навигационные условия, строить суда, которые будут заниматься разведкой климатических условий..." – заявил Марцинкевич.
По словам эксперта, "Росатому" предстоит обеспечивать порты, а в них все то, что необходимо для безопасности кораблей, которые движутся по Севморпути. При этом он отметил, что компания привыкла планировать свою деятельность на десятилетия вперед, что касается и СМП.
"Срок жизни новых атомных электростанций 60 лет с возможностью продлить еще на 20. Если мы подписали договор, что атомная электростанция будет построена, то следующие 80 лет ее надо обслуживать, планировать деятельность, чтобы обслуживание было на высшем уровне. Приблизительно также "Росатом" подходит ко всему, что связано с Севморпутем", – рассказал эксперт.
"Росатом" достаточно серьезно подходит к развитию грузопотока и понимает, что на первом этапе освоение Севморпути должно происходить за счет российских грузов, утверждает Марцинкевич.
"Логика простая – хочешь сделать хорошо, сделай это сам. "Росатом" сообщает, что сейчас рассматривает проект, на который готов выделить из своих средств семь миллиардов долларов, чтобы войти в рынок контейнерных перевозок. Если вы боитесь, я начну первым, вы посмотрите на результат, а потом поговорим", – объяснил он.
Однако, по словам эксперта, для этого необходим определенный класс судов, которых еще нет в природе. "Росатом" планирует войти в этот бизнес к тому времени, когда будут запущены ледоколы класса "Лидер", которые справляются с пятиметровыми льдами. Именно они могут обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути.
Северный морской путь, или Северный коридор, представляет собой кратчайший маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана.
Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются "Норникель", "Газпром", "Роснефть", "Росшельф", Красноярский край, Саха (Якутия), Чукотка.