"Гробы на колесиках" – предел мечтаний. У Балтии новая военная игрушка

CC BY-SA 3.0 / Jurij / Боевая бронированная машина (ББМ) Patria
Боевая бронированная машина (ББМ) Patria  - Sputnik Литва
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Министры обороны Латвии и Финляндии Артис Пабрикс и Антти Кайкконен 29 января подписали техническое соглашение о совместной разработке бронетранспортера на базе финской платформы Patria. Пока что проект напоминает изобретение велосипеда

Латвийский министр обороны Артис Пабрикс заявил, что армии двух стран имеют схожие требования к новой бронемашине, однако на мировом рынке отсутствует платформа, полностью им соответствующая. Боевая бронированная машина (ББМ) Patria с колесной формулой 6x6 наилучшим образом отвечает балтийским ожиданиям.

Каунас, Лайсвес Алея (Аллея Свободы), архивное фото - Sputnik Литва
Американская компания построит в Литве предприятие военной продукции

Вооруженные силы Латвии смогут получить первые серийные образцы ББМ не ранее 2021 года, поставки будут выполняться в течение десяти лет. Окончательная цена зависит от требований латвийской стороны по количеству и модификациям. Польский опыт подсказывает, что привлекательность и уникальность проекта прежде всего в цене.

Финская государственная компания Patria производит бронемашины, вертолеты, беспилотники. Известна тем, что на базе модульной платформы разработала целое "семейство" Patria и в 2002 году выиграла конкурс на поставку 690 бронетранспортеров польской армии (контракт на 1,1 миллиарда долларов), которые в дальнейшем производились на территории Польши под маркой Rosomak. Решающим фактором для итогов тендера стала цена – финский броневик оказался на 60 процента дешевле, к примеру, австрийского аналога. В латвийском случае история повторяется.

Цель или средство

В мировом рейтинге военной мощи Global Firepower Латвия занимает 101 место из 138 возможных. Это неплохой результат для страны с населением менее двух миллионов человек и вооруженными силами в 5300 "штыков", но всегда хочется большего (в рамках доступного бюджета). Что может получить армия Латвии в дополнение к состоящим на вооружении 300 бронемашинам разных типов и времен?

ББМ Patria достаточно активно продается с 2004 года, более 1000 единиц заказаны вооруженными силами Финляндии, Хорватии, Польши, Словении, ЮАР, Швеции и ОАЭ. Приятный для вождения внедорожник с навигатором, автоматической трансмиссией и полным приводом.

Новая платформа ББМ Patria, на основе которой и планируется создать совместную машину, отличается от предшественников регулируемым спектром вооружений и модулей бронирования. Машина способна нести вооружение калибра до 120 миллиметров, к примеру, тяжелую минометную систему Patria NEMO. В итоге с максимальной загрузкой колесный броневик может весить до 24 тонн. Дизельный двигатель мощностью около 400 лошадиных сил позволяет разогнаться по шоссе до 100 километров в час, впрочем, шоссе для боевой машины не главное. Переходим к очевидным недостаткам.

Изумление вызывает проморолик фирмы-производителя ББМ Patria – для стрельбы два пулеметчика высовываются из-под брони по пояс, какая уж тут защищенность?! В боевой обстановке снайпер противника нейтрализует стрелков за пять секунд. Очень странным кажется отсутствие бойниц в корпусе – это же просто "гроб на колесиках" для десяти десантников (в бою не увидят даже, откуда кумулятивный снаряд противника прилетит, не говоря уже об ответном огне по флангам).

В максимально облегченной конфигурации бронетранспортер Patria способен плавать по тихой воде, но легкая волна сразу зальет неизолированный моторный отсек (сверху), и машина пойдет ко дну. Смотрите финское видео – плавучесть практически нулевая, корпус лишь слегка, на 20 – 30 см возвышается над водой. Если установить модуль со 120-миллиметровым минометом (плюс бронирование), от водных препятствий этой машине лучше держаться подальше. Полагаю, в ходе эксплуатации недостатков выявляется больше.

Американский рейтинг

Популярное американское издание The National Interest регулярно выясняет, кто всех мощнее, надежнее и быстрее в мире военной техники. Так, в виртуальном состязании 2019 года участвовали бронетранспортеры различных стран мира, и первое место досталось американскому БТР Stryker компании General Dynamics Land Systems (предсказуемо для патриотичного издания). Восемь колес, дизельный двигатель мощностью 350 лошадиных сил. Максимальная скорость – до 100 километров в час. Бронетранспортер оснащен 12,7-миллиметровым пулеметом и автоматическим 40-миллиметровым гранатометом Mk.19.

Встреча министров обороны Литвы Раймундаса Кароблиса и Польши Мариуша Блащака - Sputnik Литва
Литва и Польша причислят свои бригады к штабу НАТО

Второе место завоевал Kodiak фирмы Canada General Dynamics Land Systems GDLS. Шасси, силовой агрегат и максимальная скорость – аналогичны аналогу из соседней страны. Вооружение канадского броневика – 25-миллиметровое орудие M242 и пулемет.

Третьим в рейтинге стал швейцарский бронетранспортер Piranha V, созданный General Dynamics European Land Systems Mowa. Восемь колес. Мощность двигателя – 580 лошадиных сил. Максимальная скорость – 100 километров в час. Вооружен 30-миллиметровым автоматическим орудием LANCE и различными боевыми модулями.

На четвертом месте оказалась тяжелая германская машина Boxer с мотором мощностью 720 лошадиных сил. Вооружение: автоматический 40-миллиметровый гранатомет H&K, два пулемета калибра 7,62 и 12,7 миллиметров.

Пятым стал 450-сильный сингапурский броневик Terrex, вооруженный гранатометом CIS-40-AFL и 7,62-миллиметровым пулеметом. Так подробно – для понимания: в мире существует много надежных боевых машин, за которыми – годы успешной эксплуатации и авторитет производителей. Выбор чрезвычайно широк, заплати и лети. Вроде бы совершенно ни к чему затевать совместное производство ББМ, не отмеченной высокой боевой эффективностью или живучестью в реальных вооруженных конфликтах.

К примеру, Румыния организовала совместное производство ранее упомянутой в рейтинге швейцарской ББМ Piranha V . Заметим, в списке американского издания The National Interest не упомянут даже восьмиколесный броневик Patria, не говоря уже о шестиколесной компакт-версии.

Для чего на этом поле изобретать латвийский (или латвийско-финский) велосипед? Вопрос риторический, ведь любое лицензионное производство заведомо уступает основному – технологически и по качеству конечной продукции.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0