1 февраля (19 января по старому стилю) православная церковь отмечает память преподобного Макария Великого. Он родился в Египте в селении Птинапор около 301 года. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены святой углубился в изучение Священного Писания и до конца дней своих отца и матери помогал им.
Однако после того как родители умерли, Макарий решил отрешиться от мирской жизни. Под руководством старца-инока преподобный стал проходить безмолвное иноческое житие и рукодельничать. Местный епископ рукоположил будущего подвижника в диакона, но Макарий оставил селение и удалился в одиночестве в пустыню. Сначала он поселился недалеко от родного селения, а потом перешел на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне.
Макарий провел в пустыне три года и отправился к преподобному Антонию Великому, отцу египетского монашества. Антоний принял Макария, и тот сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий пробыл долгое время, а затем, по совету Антония удалился в Скитскую пустыню в северо-западной части Египта.
Когда святому исполнилось 40 лет, он был рукоположен в сан священника и поставлен настоятелем иноков в Скитской пустыне.
После смерти Антония Макарий получил его посох, которым тот поддерживал себя в дороге. Вместе с этим посохом преподобный Макарий принял и дух Антония Великого. Силой его духа преподобный Макарий сотворил многие чудеса.
В годы правления императора Валента арианина (364-378 годы) Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Однако там святые молитвами сумели излечить дочь жреца, и язычники, уверовав, крестились. Узнав об этом, Лука устыдился и разрешил старцам вернуться.
Преподобный Макарий дожил до 97 лет и скончался в 391 году в основанном им монастыре.
На Руси этот день называли "Макар", "Макарий Великий", "Макар-весноуказчик", "Макар ясный", "Макаров день", "Макарьев день".
Считалось, что по этому дню можно судить о том, какими будут весна и февраль. Отсюда и происходит название дня – "Макар-весноуказчик". Если погода была ясная, то и весна будет ранняя. Также верили, что если в этот день началась капель – то весна будет ранней. А вот если на Макария метель, то даже вся Масленица будет снежной и вьюжной. Если в этот день видели на небе много звезд, тоже верили, что зима не сдаст позиции еще долго.
Также в этот день с особым вниманием относились к огню в печи и к самой печке, чтобы в доме были мир и достаток. Затопить печь надо было так, чтобы сразу загорелись все поленья, а устье печи стало золотым от огня.
Также в зимнее время заботились не только об очаге, но и о заготовке лучины, поскольку в зимние месяцы деревья засыпают и в их стволах не так много сока, как весной или летом. На лучины рубили березы, распиливали их на чурки длиной до метра, раскалывали их пополам, снимали кору и сушили. Лучину обязательно надо высушить хорошо, в противном случае она, сгорая, будет трещать и шипеть.