ВИЛЬНЮС, 21 янв – Sputnik. Литва стала крупнейшим в Восточной Европе импортером российского сжиженного природного газа (СПГ), что может стать проблемой для Польши, которая хотела перепродавать американский СПГ соседним странам, пишет Максим Рубченко для РИА Новости.
Балтийская республика получает топливо с российского предприятия "Криогаз Высоцк", которое принадлежит компании "Новатэк". За прошедший год Клайпедский терминал СПГ получил более сорока партий сжиженного газа — почти половина того, что произведено с момента открытия завода в апреле 2019-го. Последний груз из Высоцка прибыл в минувшие выходные.
Компания-оператор Klaipedos Nafta заявляла, что поставки сейчас на максимуме. По оценкам литовского оператора газотранспортной системы Amber Grid, за год реэкспорт голубого топлива из Клайпеды в соседние Латвию и Эстонию вырос в 2,6 раза, обеспечив две трети всех газовых поставок из Литвы.
Кроме того, Klaipedos Nafta сообщила, что на нынешний год уже полностью забронированы мощности терминала, причем на 300 миллионов кубометров больше, чем в прошлом году. А прирост идет за счет российского завода.
Однако Литва еще получает СПГ из Норвегии, также были единичные поставки из США. Однако Высоцк выгоднее из-за короткого транспортного плеча: танкеры идут всего двое суток. Экономия для Klaipedos Nafta составляет около полумиллиона долларов, учитывая сумму аренды газовозов в сутки.
"Клайпедский терминал СПГ, а также развитая и надлежащим образом обслуживаемая газотранспортная система доказали свою эффективность. Литва теперь — перекресток регионального газового рынка", — говорит исполняющий обязанности генерального директора Amber Grid Нямунас Бикнюс.
От газовых успехов Литвы проигрывает в основном Польша, которая рассчитывала стать крупным газовым хабом в Европе за счет поставок из США. Польская государственная компания PGNiG даже заключила несколько долгосрочных контрактов с американскими поставщиками с учетом, что сможет перепродавать топливо соседям.
Как пишет автор, скорее всего Латвия, Эстония и Финляндия переориентируются на дешевое российское и норвежское топливо из Литвы. А Киев, который ранее подписал трехстороннее соглашение с Варшавой и Вашингтоном, отказывается строить газопровод в Польшу.
Глава оператора ГТС Украины Сергей Макогон ранее счел строительство газопровода-коннектора нецелесообразным, так как есть доступные газопроводы, которые стоят невостребованными.
Варшаве, кроме того что жаловаться США, больше ничего и не остается. Однако помощь от Вашингтона вряд ли будет, поскольку американская сторона уже обеспечила себе сбыт продукции.
При этом еще одной проблемой Польши становится то, что СПГ из-за океана возить не на чем, так как подразделение госкомпании PGNiG, PGNiG Supply and Trading, объявило тендер на фрахт шести-восьми газовозов сроком на три года по цене около 20 миллионов долларов в год за судно. Однако установленная цена на такие услуги слишком низка.
В общем, у Литвы сегодня больше шансов стать новым европейским газовым хабом, чем у Польши.
Клайпедский СПГ-терминал
В 2014 году Литва построила собственный терминал СПГ в Клайпеде якобы для того, чтобы избавиться от газовой монополии российского "Газпрома". Содержание судна-газохранилища обходится недешево: ежегодно Klaipėdos Nafta за аренду платит Норвегии 60 миллионов евро. Прошлым летом было решено выкупить его.
В новом газовом году Литва уже получила более десятка грузов с российским СПГ. Обычно в страну приходят небольшие партии размером до десяти тысяч кубометров газа.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил, что российский газ полностью устраивает Европу по цене и другим параметрам. По словам эксперта, СПГ из России выигрывает конкурентную борьбу даже в Литве, где периодически происходят попытки запретить его законодательно.