ВИЛЬНЮС, 10 янв – Sputnik. В прошлом году объемы транспортировки газа из Литвы в другие страны Балтии увеличились в 2,6 раза по сравнению с 2018-м, достигнув почти шести тераватт-часов. Об этом сообщило Министерство энергетики страны.
В этот период поток газа в Латвию и Эстонию составлял 20 процентов от общего объема газа, поставляемого потребителям в Литве и других странах Балтии.
Временно исполняющий обязанности гендиректора компании Amber Grid Нямунас Бикнюс заявил, что Клайпедский терминал сжиженного природного газа (СПГ) "оправдывает себя".
"Своевременные инвестиции создали предпосылки для использования чрезвычайно выгодных цен на газ не только для литовского, но и для других участников рынка стран Балтии. Сочетание низких цен и хорошо используемой инфраструктуры подтверждает, что рынок функционирует, а Литва стала перекрестком на газовом рынке региона", – заявил он.
При этом объемы транспортировки газа через Литву в Калининградскую область составили 26 тераватт-часов, что на 6,6 процента меньше, чем в 2018 году. По данным литовского Минэнерго, это произошло из-за более теплой зимы и испытаний калининградского СПГ-терминала, которые проводились в начале прошлого года.
Вильнюс построил собственный терминал СПГ в Клайпеде пять лет назад якобы для того, чтобы избавиться от газовой монополии российского "Газпрома". Содержание судна-газохранилища обходится недешево: ежегодно Klaipėdos Nafta за аренду платит Норвегии 60 миллионов евро. Власти приняли решение выкупить терминал.
В новом газовом году Литва уже получила более десятка грузов с российским СПГ. Обычно в страну приходят небольшие партии размером до десяти тысяч кубометров газа.
Остальной объем СПГ балтийская республика получает из Норвегии. Также в конце декабря была единичная партия из США. До этого Литва получала американский СПГ только в 2017 году.
Эксперт Александр Носович отмечал, что Литва и другие сателлиты Вашингтона строили СПГ-терминалы для американцев, однако в результате эти страны покупают российский сниженный газ. При этом российское влияние на газовом рынке Европы от фактора СПГ не уменьшилось, как ожидали в США, а, напротив, только возросло.