На дворе XXI век. Как предсказывают аналитики, век грядущих техногенных катастроф. Чтобы взорвать или вывести из строя сложные механизмы и электронику, достаточно неправильно провернуть одну гайку или запустить вирус в компьютер управления. Это может быть либо ошибка оператора-слесаря, либо… проделки конкурентов.
Автор колонки не сторонник теорий заговоров, но свистопляска вокруг Grigeo наводит на определенные размышления. Испокон веков акулы капитализма ничем не гнушались, чтобы "посадить на доллар" своих конкурентов. Для этого нанимают предателей в стане конкурента, посылают в подарок троянских коней, распускают на базарах слухи и сплетни о нечистоплотности противника.
В современном мире методы те же, но инструменты борьбы более изощренные, с привлечением СМИ и соцсетей – орудий революций. Повергнуть противника можно без открытого противостояния. Достаточно обесценить его активы и скупить за копейки его акции. А затем или присоединить поверженную компанию к собственной, или, не мудрствуя лукаво, обанкротить. Что-то подобное, как кажется автору, происходит сегодня с Grigeo – одним из крупных налогоплательщиков Литвы.
Стабильно работающее предприятие вдруг в одночасье сваливается в пропасть. И все из-за аварии на участке очистки отходов производства. Неочищенные стоки попали в заповедные воды Куршского залива. А в соцсетях уже появились кадры, на которых пеной покрылась река Нерис в районе столичной, головной фабрики Grigeo в районе поселка Григишкес.
А какой сегодня тренд в мировой экономике? Правильно, борьба с климатическими изменениями и за сохранение природы! Об этом с трибуны ООН вещает не кто-нибудь, а сама Грета Тунберг, шведская девочка, признанная журналом Times человеком года и чуть не получившая Нобелевскую премию мира. Значит, загрязнение природы сегодня – самое тягчайшее преступление против человечества.
Так что компания Grigeo попала под каток капитально. Живой вряд ли выберется. В крайнем случае – инвалидом первой группы.
А теперь изучим сухую хронологию событий. 6 января становится известно о том, что неочищенные стоки клайпедской фабрики Grigeo попали в Куршский залив. Уже на следующий день озвучена сумма ущерба природе – 60 миллионов евро, а президент призывает власти тщательно расследовать инцидент. Из-за этого акции компании стремительно падают в цене.
Тут же к давлению на оступившуюся компанию синхронно подключаются одни из главных потребителей продукции Grigeo – торговые сети. А затем из-за критического падения останавливается торговля акциями компании на Вильнюсской бирже. Через два дня, 10 января, торговля возобновляется, но акции можно купить намного дешевле реальной стоимости. А значит, можно получить в руки даже контрольный пакет, который позволит вмешиваться в руководство одной из ведущих и современных компаний литовской экономики.
Но выпутаться из ситуации – это головная боль не только владельцев и руководства Grigeo. Не будем забывать, что налоги компании поступают напрямую в государственную казну. А из-за аварии и возможных многомиллионных штрафных санкций показатели работы Grigeo будут ниже запланированных, а значит, и налогов в бюджет будет перечислено намного меньше. Так что правительству придется корректировать основной финансовый закон государства на 2020 год. И коррекции в сторону уменьшения подвергнуться, скорее всего, статьи социальных расходов, а не Министерства обороны.
И все это за девять месяцев до политической олимпиады – выборов в Сейм Литвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.