"Польский флот идет ко дну" – это заголовок статьи, опубликованной в одной из главных польских ежедневных газет Rzeczpospolita. И неспроста: недавно Польша отметила 101-ю годовщину создания ВМС и 20-летие членства в НАТО. Профессиональный праздник (26 ноября) польские военные моряки встретили преимущественно у причалов или на берегу, просторы Мирового океана им недоступны.
Средний возраст кораблей и судов ВМС страны составляет 35 лет, и 90 процентов боевых единиц превысили нормативный срок эксплуатации. Фактически наблюдается иллюзия существования боеспособного флота, нежели степень его боеспособности. В текущих планах военного ведомства будущее ВМС не просматривается.
Интересно, что в мировом рейтинге Global Firepower польским ВМС комплементарно отведено 28-е место (между Алжиром и Таиландом), однако статистика отражает наличие у Польши одного корвета, двух фрегатов, четырех патрульных судов и двух десятков минных тральщиков. Из трех дизельных субмарин одна – в ремонте, две – за пределами эксплуатационного ресурса.
Ситуация в соседних странах Балтии еще хуже. В мировом рейтинге военно-морской мощи (напомню, Global Firepower – продукт западных аналитиков) Литва, Латвия и Эстония находятся соответственно на 90-м, 85-м и 102-м местах из 113 возможных. Эти государства не имеют надводных ударных кораблей боевого состава (класс субмарин отсутствует совершенно), а военные моряки на антикварных плавсредствах выполняют преимущественно пограничные и полицейские функции.
Итоги 20-летия
Международный центр оборонных исследований в Таллине официально констатировал деградацию ВМС, неспособность стран Балтии защитить свое побережье. В отчете прямо указано: военно-морские силы НАТО не смогут вовремя оказать помощь Прибалтике, поскольку сосредоточены на защите береговой линии между Америкой и Европой. Заметим, авторы отчета – компетентные специалисты с большим опытом военной службы: немецкий отставной вице-адмирал Генрих Ланге, ветеран ВМС США Билл Комбс, экс-сотрудники министерств обороны Великобритании и Литвы Тони Лоуренс и Томас Ермалавичюс.
В обозримой перспективе минная война на Балтике не просматривается, но боевые единицы военно-морских сил всех трех прибалтийских республик представлены в основном минными тральщиками. Так, ВМС Литвы купили два старых тральщика в Германии, а всего их три (плюс четыре патрульных единицы). ВМС Латвии приобрели четыре антикварных минных тральщика у Нидерландов (теперь их всего пять) и еще имеют десяток патрульных катеров. Эстония располагает тремя тральщиками, произведенными в Великобритании в конце 80-х и списанными там же в начале 2000-х (собственно, это весь список ВМС страны).
Современный морской бой с применением высокотехнологичного (ракетного) оружия и средств радиоэлектронной борьбы этим "старичкам" может только сниться. И, разумеется, Россия никогда не станет минировать Балтийское море, которым активно пользуется в мирных экономических целях (вспоминаем магистральные трубопроводы). В чем же суть столь парадоксального расширения НАТО на восток, 20-летнего присутствия в Балтийском регионе и перманентных военных маневров в непосредственной близости от границ РФ?
Усиление российского Балтийского флота – закономерная реакция и очевидный итог региональной активности Североатлантического альянса, инвестиций США в плацдарм вероятной агрессии (вспоминаем опубликованный недавно план захвата войсками НАТО Калининградской области РФ). Только в 2019 году в Балтийском регионе (включая Польшу) состоялись восемь из 17 ключевых учений НАТО с участием многонациональных и многотысячных войсковых группировок. На этом провокационном фоне военно-морские силы стран Балтии так и не сформировались.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.