Карабас-Барабас – герой сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Карабас-Барабас – очень суровый, страшный, с огромным ртом и длинной бородой. Он был хозяином кукольного театра и даже доктором кукольных наук. Рамунас Карбаускис похож на Карабаса. И он сообщил об этом на своей странице в Facebook.
"Виртуальный Карабас должен вытеснить Карбаускиса с политической арены?" – спрашивает председатель парламентского Комитета по культуре, председатель "Союза крестьян и зеленых Литвы" Рамунас Карбаускис.
Вопрос серьезный. Экзистенциальный. Кто есть кто? Кто директор литовского театра, а кто – всего лишь буратины?
Карбаускис убежден, что негативные сведения и созданная на их основе реальность не позволяют людям объективно оценивать ситуацию в государстве. По его словам, оппозиция и поддерживающие ее группы интересов (среди которых лидеры мнений и средства массовой информации) создают другую – так называемую "реальную" – Литву, которую якобы гробит Рамунас Карбаускис, или, еще точнее, деятель по имени Карабас, создаваемый в виртуальной реальности.
Трудно не согласиться с Рамунасом Карбаускисом, что с таким информационном фоном людям трудно различить, где – правда, а где – ложь. На таком информационном поле трудно увидеть, как падает уровень политической культуры и растет безразличие к самому государству. Конструкторы знаний о внутренней и внешней политике и инфлюенсеры превратили литовский народ в буратин.
Возвращение Неринги Венцкене также вызвало бурю страстей в Facebook.
Часть соотечественников возмутилась, что предоставляется слишком мало информации о Венцкене и условиях ее содержания в Литве, Андрюс Ужкальнис считает иначе. "Если вам не нравится коммуникация прокуратуры, так знайте, Венцкене еще не президент, чтобы о ее поездках и месте ночного сна мигом информировалась общественность. Если вам привезли гостинцы, свяжутся сами, потерпите", – пошутил известный лидер мнений.
Господин Андрюс Ужкальнис остроумно сравнил суды и полицию Литвы с алкотестером. И его черный юмор подтвердился на следующий день – Неринга Венцкене арестована на два месяца.
Андрюс Ужкальнис: "Преступления могут быть доказаны только в суде, но никто не будет спорить, что Неринга Венцкене, как могла, пыталась избежать суда. Утверждать, что она избегала суда, потому что не доверяет судам, одновременно грустно и смешно. Где-то в мире подозреваемые говорят, что доверяют судам или полиции? Пьяные водители очень хорошо реагируют на алкотестеры?"
Но адвокатам не смешно. "Если мы в конце туннеля видим, что Неринга Венцкене на свободе, зачем сейчас ее задерживать? В этом нет смысла", – сказал преподаватель уголовного права Вильнюсского университета, адвокат, доктор Ремигиюс Маркявичюс.
По его словам, с объективной точки зрения Каунасский участковый суд не должен был в качестве меры пресечения для известной беженки избирать арест, пока идет досудебное расследование. Юрист в этом деле усмотрел риск того, что суд потакает общественности.
"Нынешнее судебное сообщество настолько запугано, что испытывает множество самых разных страхов, и в этом случае оно потакает общественности", – уверен Маркявичюс.
Он подчеркнул, что в обычных случаях прокуроры из-за обвинений, выдвинутых против Венцкене, не обращались бы в суд и не просили бы назначать арест в качестве меры пресечения. Адвокат в этом деле видит сильное влияние вовлеченности общества.
"Суды однозначно потворствуют общественности. Будет сложно оставаться объективным, когда все общество раскололось и разделилось на две части", – заявил Маркявичюс.
В пятницу Каунасский участковый суд вынес вердикт касательно меры пресечения для Неринги Венцкене, которую привезли из Соединенных Штатов. Венцкене два месяца пробудет за решеткой.
Решение правильное? Адекватное?
Венцкене говорит, что обвинения правоохранительных органов политически мотивированы.
Президент Гитанас Науседа обещает не вмешиваться в дело бывшего судьи и депутата Неринги Венцкене – о невыполнении решения суда и оказания сопротивления должностным лицам.
Президент сказал, что ответы должны дать суды, а роль политиков может дискредитировать правовую систему.
Но ведь политики и делали политику из этой фиолетовой истории Гарлявы. Начиная с самой Неринги Венцкене и заканчивая профессором Витаутасом Ландсбергисом. Вмешивалась и президент Даля Грибаускайте. Похоже, у этого криминального кукольного театра будет продолжение. Будем надеяться, без человеческих жертв.
"Я буду держаться объективно, в стороне ", – говорит Науседа. Давайте также объективно и со стороны понаблюдаем и мы. А что остается?