11 ноября (29 октября по старому стилю) православная церковь совершает день памяти святой преподобномученицы Анастасии Римляныни и преподобного Авраамия Затворника.
Анастасия Римляныня осталась в младенчестве сиротой, и ее взяла под покровительство настоятельница женского монастыря, который находился около Рима, София. В этом же монастыре Анастасия приняла иночество.
Когда будущая святая выросла, многие красивые и богатые мужчины сватались к ней, но она решила остаться в монастыре и вести праведную жизнь.
В это время император Декий устроил жестокие гонения на христиан. Язычники силой вывели Анастасию из монастыря и привели к правителю города. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но и почитает Иисуса Христа.
Градоначальник Пров, увидев ее молодость и красоту, сначала пытался лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой, убеждая, что Анастасия губит свои лучшие годы в монастыре, но Анастасия ответила ему отказом.
Тогда святую начали пытать. Истекая кровью, она стала изнемогать и попросила воды. Наблюдавший за ее мучениями некто Кирилл сжалился и напоил ее водой. Пытки продолжили, и Анастасии отрезали язык. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, в тайне исповедует христианство, мучители схватили его и тоже казнили.
Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, но успели обезглавить мученицу. Тело Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но игуменья София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело и с двумя помощниками-христианами предала его земле.
Кроме того, 11 ноября поминают еще одного святого – преподобного Авраамия Затворника. Он жил около Эдессы (сейчас – город на севере Греции). Авраамий начал трудный подвиг уединенного жития в расцвете лет. Он покинул родительский дом и поселился в пустынном месте, проводя дни в молитве. После смерти родителей святой отказался от наследства и просил родных раздать его нищим.
Своей строгостью, добродетельностью и верой Авраамий привлекал к себе многих, желающих приобщиться к христианству. Вскоре вера его подверглась испытанию: его назначили пресвитером в одно из языческих селений Месопотамии. Три года трудился преподобный над просвещением язычников. Он построил Божий храм и разрушил языческое капище, за что постоянно терпел поругания, а иногда – и побои от местных язычников.
Авраамию было дано увидеть завершение своих праведных трудов: язычники уверовали в Иисуса Христа, Сына Божия, и преподобный сам крестил их.
Выполнив долг, Авраамий вновь удалился в пустынь, где продолжал прославлять Бога, но тут подвергся дьявольским козням.
Однажды в полночь, когда святой молился в своей келье, внезапно воссиял свет и послышались слова: "Блажен ты, блажен, как никто из людей!" Разгадав, какая сила с ним разговаривает, Авраамий сказал: "Я – человек грешный, но надеюсь на помощь и благодать Бога моего и не боюсь тебя". В другой раз дьявол явился в образе юноши, однако и тут подвижнику удалось одолеть злую силу.
На Руси этот день называли "Настасьи-овечницы", "Настя-овчарница", "Настасья-стригальница", "Анастасия-овечница", "Анастасия-овчарница", "овчарный праздник", "овечница", "стригальницы", "праздник овчаров", "овчары", "Анастасия-узорешительница", "Авраамий", "Авраамий и Настасья". Анастасию считали заступницей овец, а Авраамия – покровителем овчаров.
В народе верили, что именно покровительство святой Анастасии защищает скот от болезней и спасает от волков. Крестьяне часто молились великомученице и приносили в поле, где пасутся овцы, иконы Анастасии и Авраамия. Реликвии считали надежной защитой от всех напастей, которые могут приключиться со стадом.
В этот день было принято рассчитываться с овчарами и угощать их пирогами из свежей муки. Овчары жа, получив свой заработок, устраивали праздник и гуляли до глубокой ночи. Именно отсюда и пошло название "овчарный праздник", "овчарный день".
Несмотря на то, что часто пастухами становились уже люди в возрасте или больные, которые не могли в полную силу работать в поле, их очень уважали. Считалось, что овчар даже знается с лешим, который может как навредить стаду – например, погубить скотину, наслать на нее медведя или волка, так и помочь присматривать за ним. Так, чтобы сохранить свой покой, пастух должен был "наладить контакт" с лешим – пообещать ему не разорять леса и приносить съестное. Считалось, что за правильное поведение леший мог даже помочь найти отбившуюся овцу.
Кроме того, с этого дня начинали стричь животных. По поверьям, прежде чем приступить к стрижке овец, хозяин или хозяйка должны были взять клочок шерсти и вложить его в ножницы, чтобы задобрить злых духов.
Были и погодные приметы. Так, если в этот день шел дождь, считали что на Архангела Михаила (21 ноября) будет оттепель. Если облака плывут низко – похолодает. Если ночью будет иней – днем снега ждать не надо. Голуби воркуют – к хорошей погоде.