Во вторник, 29 октября, истекает запланированный Сочинским меморандумом срок для отвода отрядов Курдских освободительных сил, входящих в состав "Сирийских демократических сил", из 30-ти километровой зоны вдоль границы с Турцией. После чего начнется совместное российско-турецкое патрулирование десятикилометровой зоны вдоль турецко-сирийской границы.
По поводу этого меморандума, как и вообще ситуации в Сирии, высказано уже много мнений. На мой взгляд, главное, что достигнуто, – это прекращение турецко-курдской войны, пишет политолог, востоковед Дмитрий Верхотуров.
Война как источник мира?
Вооруженные столкновения между турецкими силами и курдскими отрядами шли с 9 октября, когда Турция начала операцию "Источник мира". Ее цель состояла в установлении 32-километровой зоны безопасности вдоль турецко-сирийской границы. Турецкая армия должна была вытеснить курдских боевиков из этой зоны и взять ее под контроль.
В первую очередь это делалось, чтобы не допустить инфильтрации курдских боевиков и политических эмиссаров через границу в Турцию, где они могли бы подбивать турецких курдов на выступления против турецкого правительства. По некоторым признакам, такая инфильтрация имела место. Кроме того, само по себе накопление боевиков и создание ими баз на приграничной территории создавало серьезную угрозу того, что в Турции может разгореться вооруженная борьба курдов, подпитываемая помощью из-за границы. Турецкий план был призван исключить эту возможность.
Далее Турция собиралась переселить в эту зону до двух миллионов сирийских беженцев, то есть большую часть из 3,6 миллиона человек, которые бежали из Сирии в Турцию в поисках убежища.
Незадолго до начала турецкой операции лидер "Сирийских демократических сил" Мустафа Бали заявил, что они начнут "тотальную войну" против турецких войск по всей линии границы. Война и началась. В ходе наступления 10-13 октября турецкие силы заняли города Рас-эль-Айн и Телль-эль-Абьяд, но бои с отдельными курдскими отрядами там продолжались.
Несмотря на все обещания, "тотальной войны" у курдов не получилось. Во-первых, потому, что силы были не равны. "Сирийские демократические силы" могли выставить до 60 тысяч бойцов, тогда как турецкие силы насчитывали около 80 тысяч, с превосходством в технике и авиации, а кроме того, на курдов наступали части Сирийской национальной армии численностью около 14 тысяч человек.
Во-вторых, уже к 17 октября курды утратили контроль над важнейшими дорогами, в частности шоссе № 4, и их силы были фактически рассечены на части, а отряды в приграничной зоне были отрезаны от главных сил. Дальнейшие бои не сулили ничего хорошего, они бы только свелись к многочисленным ожесточенным и кровопролитным стычкам небольших отрядов. Такая война могла затянуться надолго и принести множество жертв, причем шансов на успех у курдов фактически уже не было.
Переговоры, полезные для всех
Переговоры в период с 17 по 22 октября дали следующее. США добились от Турции согласия о приостановке операции, чтобы курдские отряды могли покинуть район между Телль-эль-Абьяд и Рас-эль-Айн. При этом они должны были сдать тяжелое вооружение.
Представители "Сирийских демократических сил" начали переговоры с Дамаском на авиабазе Хмеймим уже 13 октября, ввиду быстро ухудшающейся для них обстановки. Вскоре у них не осталось шансов на военный успех, и курды, по сути, капитулировали, сдав без боя Сирийской национальной армии целый ряд важных пунктов. Меморандум 22 октября стал, по существу, избавлением от окончательного поражения. Курды его признали и начали отвод своих отрядов на 30 километров от границы с Турцией.
Сочинский меморандум – это искусство возможного в его ярком проявлении. Все стороны получили свои выгоды. Турция получила зону безопасности (правда, сокращенную с 32 до десяти километров, не считая уже занятого турецкими силами района) и отвод курдских отрядов на 30 километров от границы. Курды получили возможность избежать полного поражения и напрасных, ни к чему не ведущих потерь, причем с сохранением лица – их никто не объявил проигравшими. Сирия получила назад без боя целый ряд городов, возможность в ближайшем будущем восстановления контроля над границей с Турцией, а также выгодный момент для продвижения своей линии на политическое единство. Россия успешно выступила посредником и примирителем в этой непростой ситуации. США, конечно, понесли репутационные потери в ходе этого короткого конфликта, но и они кое-что получили от Сочинского меморандума – союзные им курды остались на ногах.
Надолго ли это, пока сказать трудно. Ситуация продолжает оставаться напряженной, и существует вероятность возникновения самых разных инцидентов.
Конечно, курды сами себе создали серьезные проблемы. Курдские политики, которых, должно быть, подогревал пример Иракского Курдистана, где в сентябре 2017 года была сделана попытка отделиться от Ирака, а также мечты о "Большом Курдистане", фактически сделали ставку на сепаратизм. Вероятно, курдские политики считали, что раз они добились победы над ИГИЛ* и заручились поддержкой США, то смогут добиться всего, чего желают. Это заставило Турцию активно действовать, поскольку "Большой Курдистан" почти наполовину предполагается составить из турецких территорий, что и привело к военному конфликту – для курдов неудачному.
Все же надо быть реалистами: сейчас ни обстановка в регионе, ни позиция всех стран, где проживают курды, не предоставляют возможностей для создания независимого курдского государства. И вряд ли ситуация серьезно изменится в пользу курдов в обозримом будущем. Методы вооруженной борьбы только ухудшают их положение, поскольку, будучи окруженными со всех сторон гораздо более сильными странами, курды даже теоретически не могут выиграть войну с ними.
В повестке дня вопрос номер один по-прежнему – поиск политического метода разрешения конфликта.
* Террористическая организация, запрещенная в России.