Пока участвовавший в конференции директор Литовского института социального рынка Валентинас Стундис говорил об оптимизме молодежи (до 29 лет) в отношении нашего будущего, Куодис опасался, что многим это будущее, вероятно, не сулит ничего хорошего, поскольку технологические изменения, которые происходят уже сейчас, принесут много сложностей.
Обвиняет неолиберализм
Он отмечает, что за XX век мы привыкли к прогрессивному росту. Но история переменчива. Кроме роста бывают и сложности — возможно, сейчас мы их и испытываем. Свою точку зрения Куодис обосновывает тем, что даже в некоторых из самых богатых стран мира жизнь не улучшается. Например, средний доход семьи в США остается на уровне 1973 года, в то время как цены продолжают расти.
Проблема заключается в разрыве между ростом производительности труда и доходами трудящихся. Предпринимались попытки заткнуть дыру долгами, в частности ипотекой, из-за которой в начале XXI века в США образовался пузырь на рынке недвижимости. Именно его взрыв привел к глобальному кризису 2008 года, последствия которого до сих пор не устранены.
К такой ситуации, по словам Куодиса, привела неолиберальная экономическая политика, направленная на максимальную доходность капитала. Но как будто этого было мало, теперь нас ожидают еще большие трудности, к которым ведет четвертая промышленная революция. В частности, роботизация многих рабочих процессов и внедрение искусственного интеллекта.
Как вторая, так и третья промышленные революции подняли общий уровень жизни. Но Куодис уверен, что не стоит так однозначно оценивать и четвертую. Существует опасность, что процессы, управляемые искусственным интеллектом, вытеснят рабочую силу. Роботизация рано или поздно приведет к исчезновению таких профессий, как кассиры, водители и так далее, а это в свою очередь приведет к массовой безработице.
Массовая (не)занятость и значимость работы
Поэтому одной из наиболее значительных социально-экономических трудностей XXI века станет (не)занятость людей. Здесь Куодис видит две проблемы.
Первая — чисто экономическая. Ибо ничего не бывает бесплатно. За товары необходимо платить. А предприниматели, которые инвестируют в более дешевое производство (в данном случае в роботизацию), по словам Куодиса, "не думают о том, кто у них все это купит, что будут производить эти машины". Другими словами, откуда и как большинство населения сможет приобрести товары и услуги. Маловероятно, что даже система пособий (например, базовый доход) сможет покрыть это.
Вторая — человеческая. Хотя и утверждается, что всем всего хватит — многим просто нечего будет делать. А из таких ситуаций, как правило, следует деградация личности. Например, Куодис показывает, как живут некоторые сегодняшние жители литовских деревень. Нет постоянной работы, но они получают государственные пособия, за счет которых кое-как протягивают, покупают самогон, пьют и так существуют…
Неолиберализм не может решить ни одну, ни вторую проблему. Поэтому на упомянутой выше конференции Куодис озвучил утверждение так называемых неортодоксальных экономистов о том, что если последствия технического прогресса (в данном случае роботизация или четвертая промышленная революция) нежелательны или даже социально вредны — их можно предотвратить, просто отказавшись от их реализации.
Куодис — луддит XXI века
Но такие заявления заставляют задуматься о том, что Куодис забывает историю. А именно — луддитов, рабочее движение в Англии начала XIX века, сторонники которого ломали тогдашние инновационные вязальные и прочие машины как предполагаемую причину бедности и безработицы среди них. "Забывает", потому что, как ни странно, такая стратегия в конечном итоге ни к чему не привела.
Как однажды написал литовский поэт Майронис: "Не сдержать течения реки, если она захочет, то постепенно потечет", — так и тут. Нравится это кому-то или нет, но новые технологии неизбежно и беспощадно продолжат прокладывать себе путь вперед. Этого в XIX веке не смогли остановить луддиты, не смогут остановить и такие их эпигоны XXI века, как Куодис.
Кроме того, как показала первая промышленная революция, в том же XIX веке хотя и не сразу, но со временем повседневная практика начинает требовать новых профессий, способных заменить устаревшие. Труд человека никуда не исчезает. Просто по мере развития технологии он принимает новые, часто более сложные формы. Как и предыдущие, четвертая промышленная революция практически уничтожит некоторые профессии, но вместо них вскоре появятся новые. Например, создание, регулирование роботов и систем искусственного интеллекта в целом.
Почему Куодис боится роботизации?
Настоящая проблема в том, что технические специалисты, все чаще вытесняя живой труд, который в свою очередь становится все более специализированным, тем самым удешевляют его. И поскольку в рамках экономики товарно-денежных отношений никто не делает ничего бесплатно, возникает вопрос — кто и каким образом будет покупать (и потреблять…) "накачанные" техникой товары? В этом случае нас ожидает классический кризис перепроизводства.
Более того, исчезновение профессий, требующих обычной работы, и, как следствие, удешевление рабочей силы поставят значительную часть сегодняшних квалифицированных специалистов в незавидное экономическое положение. Подобное тому, в котором оказались европейские пролетарии в XIX веке или те, кто работает в промышленности в сегодняшних странах третьего мира (таких как Индия, Бангладеш и так далее). То есть нас ожидает пролетаризация умственного труда.
Однако Куодис хотя и предвидит опасность таких кризисов, но не понимает сути вопроса. А именно того, что здесь происходит неизбежный социально-экономический процесс, характеризуемый законами, присущими капиталистическому порядку. В частности, законом о тенденции нормы прибыли к понижению, который когда-то был описан в "Капитале" Карла Маркса.
Дело в том, что с техническим прогрессом машины вытесняют рабочую силу, и таким образом снижается рентабельность выпускаемой продукции. Это, в свою очередь, связано с тем, что источником стоимости как социальной связи является и может быть только живой труд человека, который хотя и остается, но составляет все меньшую и меньшую часть капитала.
Поэтому кризисы перепроизводства, как и технологический прогресс, неизбежны. В будущем весь капиталистический мир, в том числе и Литву, ждет обострение социальных проблем. Этому поспособствует роботизация или четвертая промышленная революция, которая сама по себе может стать предпосылкой для полного удовлетворения материальных потребностей и увеличения продолжительности досуга (то есть сокращения рабочих дней).
Только проблема заключается не в роботизации, а в незаконном присвоении частным капиталистом средств производства (а вместе с ними и продукта), когда то, что могло бы стать благословением, ради прибыли грозит превратиться в социальное проклятие. Между тем альтернатива возможна только путем замены частной собственности на общественную, а капитализма на социализм.
Именно этого не понимает Куодис. Потому что он, как и подавляющее большинство нашей официальной интеллигенции, не понимает Маркса. И понять не хочет. Поэтому он боится роботизации и предлагает убежать от нее. Но убежать не получится. Так или иначе, обсуждаемые вопросы останутся. Их поднимет сама жизнь. Вот тогда и посмотрим, будут ли дети жить лучше своих родителей или нет…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.