ВИЛЬНЮС, 21 авг – Sputnik. Решение Латвии о создании торговой зоны по покупке и продаже электроэнергии из третьих стран, в том числе с Белорусской АЭС (БелАЭС), не является удивительным. Такое мнение в эфире телеканала Laisvės TV высказал экс-министр экономики Литвы, консерватор Дайнюс Крейвис.
По его словам, именно Рига всегда нарушала "балтийское единство" в вопросах энергетики.
Крейвис отметил, что Латвия не подписала соглашение по финансированию Клайпедского СПГ-терминала и тем самым не позволила создать единый газовый рынок. Кроме того, по словам политика, Рига постоянно затягивала решение вопроса по проекту Висагинской АЭС в Литве, которую в итоге так и не начали строить.
По мнению консерватора, Латвия является "слабым звеном" энергетики Прибалтики.
"У Латвии есть определенный комплекс. Они активно не участвовали в создании энергетической инфраструктуры Прибалтики. Эстония запустила две линии с Финляндией. Мы запустили с Польшей и Швецией. Мы построили терминал. А они такие, как будто сироты", — прокомментировал эксперт Национальной ассоциации литовской энергетики Ритас Стасялис.
Он добавил, что у Риги никогда не было "политической воли" инвестировать в энергетическую инфраструктуру.
"Они чувствуют себя сиротливо. Вот Эстония что-то делает, Литва что-то делает, а мы от них зависим. Считают, что эта зависимость им не выгодна или не более выгодна, чем зависимость от русских", — заявил Стасялис.
Эксперт отметил, что в вопросе закупки электроэнергии с БелАЭС от Латвии "ничего не зависит".
По его словам, латвийская сторона должна обратиться к литовскому оператору распределительных сетей Litgrid и попросить его утвердить разрешение закупать электричество с БелАЭС через соединение между Литвой и Белоруссией. Однако, как утверждает Стасялис, Вильнюс не позволит Риге этого сделать, поскольку данный вопрос регулируется специально принятыми законами.
Между тем не исключено, что Латвия решит оспорить решение Литвы в Брюсселе, заявил он.
Также Крейвис и Стасялис прокомментировали информацию о том, что литовское правительство готово выделить почти миллион евро на таблетки йода, которые планируется раздавать жителям республики в случае возможной аварии на БелАЭС.
"Таблетки йода лучше иметь, чем не иметь, имея по соседству такого монстра", — заявил Стасялис.
В свою очередь, Крейвис добавил, что в Сейме Литвы есть специальная комиссия, которая разрабатывает план на случай возможных аварий, который включает приобретение таблеток и аппарата измерения радиоактивного фона на БелАЭС.
На прошлой неделе кабмин Латвии одобрил предложение Министерства экономики о переносе торговли электроэнергией с третьими странами к своим границам из-за нежелания Литвы закупать электроэнергию у Белоруссии в связи с ее позицией по БелАЭС.
В латвийском правительстве заявили, что действия Вильнюса могут повлечь риски энергодефицита для других стран Балтии.
Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что это решение "вызывает сожаление", и назвал действия латвийских властей политическими.
Позднее вице-канцлер по вопросам энергетики Министерства экономики и коммуникаций Эстонии Тимо Татар заявил, что Эстония может закупать электроэнергию, произведенную на БелАЭС, если она начнет поступать на рынок Прибалтики через другие страны.
В настоящее время балтийские республики могут закупать недостающую электроэнергию у третьих стран только через Литву, однако технически возможны поставки и через другие страны
Спор Вильнюса и Минска по БелАЭС
Белорусская АЭС строится в Гродненской области, примерно в 50 километрах от Вильнюса. Ожидается, что первый энергоблок будет запущен в конце этого года, а второй — в 2020-м.
Литва резко критикует проект и на законодательном уровне отказалась от поставок электроэнергии из стран, в которых действуют "небезопасные" АЭС. Литовские политики постоянно призывают бойкотировать строительство объекта и заявляют, что БелАЭС якобы угрожает национальной безопасности страны.
Минск регулярно подчеркивает, что станция строится в соответствии с нормами безопасности, а международные эксперты уже подтвердили отсутствие рисков для соседних стран. В Белоруссии не раз отмечали, что претензии Литвы к строительству объекта политизированы.