В механизированном пехотном батальоне в Таурагском районе надели погоны около 500 военнослужащих по призыву. Ранее Сейм утвердил армейскую структуру, в которой общее предельное количество военнослужащих обязательной начальной военной службы в 2019–2024 годах определено в диапазоне от 4190 до 4630 человек.
За счет роста офицерских рядов общее количество литовских военнослужащих возрастает с 19490 до 22450 человек (несмотря на стабильное число призывников), и через пять лет армия увеличится на 5500 "штыков". Минобороны Литвы в январе внесло в список призывников в возрасте от 19 до 26 лет более 31 тысячи молодых людей, однако в текущем году призовут лишь 3827 человек.
Еще одна хорошая новость: обязательная военная служба для девушек пока не планируется.
Милитаризация республики продолжается, вопреки доминирующим в Балтийском регионе миру и стабильности. В мировом рейтинге военной мощи Литва за два года поднялась на 14 ступеней и занимает 81 место — между Тунисом и Оманом. В литовской армии сегодня служат 18500 человек, большинство из которых — специалисты-контрактники.
Обязательную девятимесячную военную службу в Литве отменили в 2008 году и через шесть лет восстановили, ссылаясь на обострение геополитической ситуации.
Кому и как служат литовцы
После проведения нескольких "пробных" призывов Вильнюс решил окончательно и на постоянной основе восстановить воинскую повинность. Указ о ежегодных призывных кампаниях тогдашний президент Литвы Даля Грибаускайте подписала летом 2016-го. А ведь к тому времени литовцы почти поверили, что призыв — "пережиток тоталитарного советского прошлого" и в национальной армии будут служить исключительно профессионалы-добровольцы.
Совсем недавно министр обороны Раймундас Кароблис напомнил, что количество желающих служить в армии ежегодно растет. Принудительный призыв вроде бы и не нужен.
Возрожденная 2-я бригада Zemaitija вместе с 1-й механизированной бригадой Geležinis Vilkas должны были защищать территорию республики. Однако Министерство обороны Литвы вскоре передало значительную часть своих сухопутных войск Бундесверу. Сограждан просто сдали в аренду иностранному государству. Возникает вопрос: для чего создавать две национальные бригады, восстанавливать призыв, если литовские призывники де-факто и де-юре становятся бесплатными "добровольцами" германской армии?
Впрочем, введение обязательного призыва потребовало от налогоплательщиков дополнительных 120 миллионов евро.
В условиях передачи войск и суверенитета Литвы союзникам по НАТО безопасность республики не зависит от Zemaitija, Geležinis Vilkas и количества призывников. Судьбы 2,8 миллиона литовских граждан реально определяют генералы Пентагона и, отчасти, Брюссель. Все прочее "оборонное строительство" — национальные иллюзии.
Многосерийные учения НАТО в Балтийском регионе напоминают театр, в котором литовским военнослужащим отведены роли статистов. Ранее сформированная совместная Литовско-польско-украинская бригада остается в большей степени фигурой речи. Продвижение Вильнюсом идеи "военного Шенгена" для стран НАТО натыкается на абсолютно неприспособленную для такого "блицкрига" транспортную инфраструктуру Литвы и всей Восточной Европы. Не построен в срок пограничный забор протяженностью 44 километра. Список иллюзий гораздо длиннее, и главная из них — "противостояние российской агрессии".
Разность потенциалов
В последние годы ради укрепления вооруженных сил урезались многие статьи литовского бюджета, прежде всего социальные расходы. И военный бюджет достиг двух процентов ВВП. За период государственной независимости более 7000 литовских военнослужащих участвовали в 29 международных операциях в 12 странах. Все это формирует некий оборонный потенциал, накоплен определенный военно-полицейский опыт.
Однако любое сравнение Литовской армии с Российской, риторика о "противостоянии" (пусть в едином строю с союзниками), предоставление своей территории для концентрации иностранных войск и вооружений — абсолютно неуместны и опасны.
Активность НАТО вынуждает Россию усиливать войсковую группировку в Калининградской области и Западный военный округ в целом, поднимать в небо стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 и проводить на Балтике широкомасштабные учения Военно-морского флота. И это лишь начало российской реакции на приближение боевых порядков НАТО, развитие сети военных баз альянса в Литве, Латвии и Эстонии.
На этом фоне трезвомыслящие литовские юноши призывного возраста предпочитают уезжать из страны, а не выбирать один из нескольких способов службы в армии: девятимесячную обязательную начальную военную службу, службу в Добровольческих силах охраны края, трехмесячное обучение по программе подготовки младшего офицерского состава — для студентов и выпускников высших учебных заведений. Поэтому в реальном мире Министерство обороны Литвы борется не с избытком добровольцев, а с растущей эмиграцией молодых мужчин, которые таким образом стремятся избежать призыва.
Пустеющая республика— стратегическая угроза Североатлантическому альянсу, в советской Литве 30 лет назад проживало на один миллион человек больше. Милитаризация неизбежно приводит к деградации и выталкивает на обочину цивилизованного мира. К сожалению, официальный Вильнюс не видит иного пути.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.