Правосудие по-литовски: диссиденты – в тюрьму, коррупционеры – на свободу

Подписаться
Как будто бы в краю процветающих "свободы и демократии" нет политических заключенных, потому что их просто не может быть. В тюрьмах — только криминальные преступники. По крайней мере, так заявлено. Но, как у нас принято, то, что заявлено очень сильно отличается от того, как на самом деле…

"Шпионом" может стать любой

Наиболее очевидно это на примере одного человека, Альгирдаса Палецкиса. Как давний борец с литовской олигархией, он неоднократно страдал от режима за свои левые убеждения и за их выражение. Литовские инквизиторы, полные антисоветизма и русофобии, уже давно нацелились на предполагаемого "предателя нации". Однако только в октябре 2018 года было принято решение арестовать и заключить его под стражу. За что? Так ведь шпионаж… Как ни странно — "в пользу России"…

Альгирдас Палецкис - Sputnik Литва
Депутат Европарламента от Латвии выступила в поддержку Палецкиса

Конечно же, это только предлог. И кроме того, очень неудачный предлог. Потому как если уж Россия и вербует шпионов, то точно не таких. Где же тут шпионить, если давным-давно попал в "черные" списки элиты и подчиненных ей спецслужб. Нигде и никак — потому что никто не дотронется. Что уж тут говорить о таком "враге общества", как Альгирдас Палецкис. Именно поэтому его образ "шпиона" — самый настоящий абсурд.

Похоже, это понимают и сами преследователи Палецкиса. Поэтому у нас и расширили само понятие "шпионаж" — отныне это сбор не только засекреченной, но и общедоступной информации! Правда, при условии, что это сделано "против интересов государства". Однако что и какие именно это интересы, естественно, решают литовские инквизиторы. Как и то, кого "превратить" в шпиона, — потому на этом основании им может стать кто угодно.

Диссидент — за решеткой, коррупционеры — на свободе

Но действительно ли это кого-то беспокоит? За границей — точно да. О деле Палецкиса говорят и депутаты, и дипломаты других стран. А в Литве, если не считать друзей Палецкиса, его соратников и других искателей правосудия, практически все молчат. В том числе и среди так называемой интеллигенции. Ее представители, хоть и не ленятся по команде скулить о "диктатуре Путина" в России и о настоящих или предполагаемых нарушениях прав человека в Китае, все же не замечают никакой политической расправы в Литве. Таков уж литовский фон — интеллектуальная проституция и серый-серый конформизм…

Альгирдас Палецкис, архивное фото - Sputnik Литва
Литовский суд продлил арест Палецкису еще на три месяца

Единственное исключение — профессор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Кястутис Гирнюс, который не испугался отметить, какая все это бессмыслица и сколько несправедливости в том, что, пока Палецкис непонятно за что в тюрьме, самые настоящие преступники, которые в конце того же 2018 года прославились в судейском скандале, уже освобождаются… И это всего один из целого ряда примеров. Вот и либерал Элигиюс Масюлис, который был вовлечен в не менее коррупционные схемы, все еще радуется свободе.

В то время как Палецкис и дальше "сидит". Его содержание под стражей, называемое арестом, формально продлевается каждые три месяца. В последний раз в июле. Только сейчас дело дошло до того, что даже судьи взяли самоотвод. Вроде как подозреваемый (Палецкис) совершил преступление против них. Поэтому мнимая "беспристрастность" требует, чтобы Палецкиса судили другие. Но кто бы его ни судил и как бы там ни было, у нас есть только живое доказательство того, что Литва — это страна, где диссиденты заключены в тюрьму, а коррумпированные люди ходят на свободе...

Политзаключенный №1

Правда, Палецкис не первый и не единственный политзаключенный в Литве. Например, еще в 1990-е, после распада СССР, победы "Саюдиса" и смены социализма капитализмом, таким же образом расправились и с лидерами Литовской коммунистической партии на базе КПСС — с профессором Миколасом Бурокявичюсом, Юозасом Куолялисом и другими. Они принадлежали к старому, идеологическому поколению защитников советской власти, за что во время государственного переворота их и постигла соответствующая судьба.

Президент Литвы Гитанас Науседа, архивное фото - Sputnik Литва
Литве юани не нужны: Науседа готов "отдать" соседям китайские инвестиции

Но Палецкис — представитель гораздо более молодого поколения. Как личность и как политик он созрел уже во времена независимой от СССР Литвы. Когда-то в ней он даже достиг некоторых карьерных высот. Однако со временем разочаровался и в конечном итоге стал основным противником режима и одним из самых ярких лиц радикальной оппозиции.

В отличие от большинства литовских политических деятелей, Палецкис осмелился нарушить основные табу литовской политики — русофобию и антисоветизм. Более того, он публично поставил под сомнение официальную версию о событиях 13 января 1991 года. И как политик с социалистическими взглядами, Палецкис начал критиковать не только отдельные моменты в общественной жизни или политике, но и сам капиталистический порядок.

А поскольку для литовских инквизиторов это почти смертельный грех, Палецкиса просто-напросто нельзя простить. Именно поэтому он сегодня и сидит в тюрьме. Не просто как политзаключенный, а как политзаключенный №1 — пример того, как инквизиторы, которые играют в "соломенный" патриотизм, пытаются запугать литовское общество. Пример того, что ждет каждого, кто последует по стопам Палецкиса, который не будет тихо и спокойно сидеть, как мышь под метлой.

Борец с "демократическим" фашизмом

Фактически это только подтверждает, что в Литве вступил в силу феномен, который сам Палецкис в одном из своих писем из тюрьмы Лукишкес назвал "демократическим" фашизмом. Опираясь на покорное общество, властная финансовая олигархия медленно, прикрываясь ширмой предполагаемой демократии и так называемого правового государства, расправляется со своими оппонентами. Именно расправу подобного уровня мы и наблюдаем в деле Палецкиса, которое показывает, что может случиться с каждым, кто публично выступит против правящего режима.

Литовские военные с флагом Литвы, архивное фото - Sputnik Литва
Литва вступила в новую войну. Но "враг" остался тот же

Однако в то же время Палецкис — живой пример борца с вышеупомянутой системой "демократического" фашизма. Пример человека, который не боится отстаивать справедливость, даже если это требует личных жертв. Именно этот дух борьбы, который своим примером воплощает Палецкис, сможет рассеять преобладающие апатию и приспособленчество. Как раз он и сможет срубить ветку, на которой сидят заключившие под стражу Палецкиса литовские инквизиторы, современные "демократические" фашисты XXI века.

В этом отношении пример внушает уважение даже тем, кто по другим вопросам не согласился бы с Палецкисом, или тем, кому он вообще не нравится. Потому что правда и справедливость на его стороне. А Палецкис держится молодцом и, кажется, будет продолжать держаться. Поэтому, желая ему удачи и сил, давайте не сомневаться, что показанный им пример честности будет и впредь вдохновлять честных людей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0