Саундскейп от Литвы: фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде

© Sputnik / Галина НаумоваФестиваль экспериментальной музыки и саунд-арта Sound Around Kaliningrad
Фестиваль экспериментальной музыки и саунд-арта Sound Around Kaliningrad - Sputnik Литва
Подписаться
Магические, завораживающие звуки создавали обычные заколки-невидимки, закрепленные на длинных струнах. Бесконечный гул моторов и шуршание шин по асфальту преображались в удивительную успокаивающую музыку, а фонарный столб на разные лады рассказывал, как ему живется на одном из самых шумных проспектов города. В Калининграде прошел уникальный фестиваль экспериментальной музыки и саунд-арта Sound Around Kaliningrad

Звуковое искусство в Кафедральном соборе

Привычные, обыденные вещи и предметы, на которые в суматохе дней простые обыватели не обращают внимания, имеют свои голоса и даже рассказывают истории. Но слышат их лишь немногие. А записывают и даже документируют их звуковые художники. Впрочем, чаще они просят называть себя просто художниками. Кроме записей, некоторые из них ведут звуковые карты больших и малых городов и других местностей. Ведь со временем меняется не только внешний вид, когда, например, сносятся или строятся различные здания, но и их звуки.

По словам куратора музыкальной программы Балтийского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в составе РОСИЗО Данила Акимова, международный фестиваль Sound Around Kaliningrad проводится в Калининграде с 2012 года. Мероприятие состоит из концертных вечеров, выставочной части и встреч с участниками, также проводятся воркшопы и мастер-классы, где художники обучают желающих своим техникам.

© Sputnik / Галина НаумоваФестиваль экспериментальной музыки и саунд-арта Sound Around Kaliningrad
 Саундскейп от Литвы: фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде - Sputnik Литва
Фестиваль экспериментальной музыки и саунд-арта Sound Around Kaliningrad

"Каждый год разный состав участников. Мы используем различные площадки. Это не только выставочные пространства и концертные залы, но и клубы, кинотеатры. Проводили мероприятия в зоопарке, в Центре экологии и туризма. Сегодня инсталляция Urban Audio представлена на улице, на днях проводили прогулки по городу. Каждый раз показываем что-то новое и интересное. У нас были робооперы, инсталляции в заброшенных пространствах. У художников очень широкий диапазон, они находят звуки там, где мы не слышим, там, где даже сложно предположить, что звуки есть", — рассказывает Данил Акимов.

В этом году фестиваль компактный — в Калининград приехали участники из Литвы, Германии, Нидерландов, Дании и Франции. Впервые в Кафедральном соборе Калининграда проведен первый большой концерт, в программе которого была не музыка, а звуковое искусство.

"В этом году нам удалось задействовать выставочное пространство под живую инсталляцию голландских художников Petra Dubach & Mario van Horrik. Они создали систему из длинных струн, контактных динамиков и заколок-невидимок. Немецкий художник Флориан Тюрке представил замечательную инсталляцию Urban Audio. Первый исследователь звуковых городских ландшафтов канадец Мюррей Шафер, создавший книгу звуковых предпочтений, отметил, что самый паразитический, самый неприятный звук, который присутствует во всех городах, — это звук автотранспорта. Флориан решил исправить эту позицию, и из противного транспортного звука создал замечательное яркое произведение", — продолжает Данил.

Тюрке сконструировал устройство из цилиндров, внутри которых находятся струны, настроенные по тонам, улавливающее вибрации от проезжающих машин и передающее в наушники звуковой поток, очень приятный на слух.

Все пошло не так

Участник из литовского города Утена Аудриус Шимкунас провел для гостей фестиваля творческую встречу, на которой рассказал, как создаются звуковые карты городов. Когда-то Аудриус был рок-музыкантом, а потом решил посвятить себя саундскейпу: звуковому окружению, которое передает атмосферу определенных мест.

"Я много лет играл языческий металл. Наша группа довольно успешная, мы первые за рубежом выпустили CD, делали туры, играли концерты, но все потом пошло как-то не так. А не так пошло потому, что заколебала рутина играть в группе. Собираемся вечером после работы и опять работать. Хорошо еще если новые песни, но вот отрабатывать старые, по-моему, это пытка какая-то. Для меня и для лидера группы в какой-то момент стало интереснее делать интро, нежели играть на гитарах. И так мы понемножку перешли на другой уровень, металл забросили", — рассказывает Аудриус.

Сначала Шимкунас не знал термина field recording (полевые записи звуков, сделанные в естественной среде). Но когда работал журналистом в местной газете, ему выдали рекордер Sony. Он начал ходить по улицам и записывать звуки машин, разговоров. Затем эти звуки "прятались" в музыку группы.

"На какие-то записанные на улицах звуковые эффекты накладывали фильтры, они становились практически неузнаваемы, и мы прятали их в нашу музыку, при этом загадав желание. Это нам было очень интересно. Это была наша магия", — продолжает рассказ Аудриус.

© Sputnik / Галина НаумоваФестиваль экспериментальной музыки и саунд-арта Sound Around Kaliningrad
 Саундскейп от Литвы: фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде - Sputnik Литва
Фестиваль экспериментальной музыки и саунд-арта Sound Around Kaliningrad

Он вспомнил, как он впервые столкнулся со стилем эмбиент. В то время в их городе был всего один проигрыватель CD-дисков — в доме у очень богатого человека. Шимкунасу из Германии прислали два компакт-диска, которые он не имел возможности прослушать. В конце концов он вместе с другом договорился с владельцем проигрывателя и одолжил у него технику.

"Это был диск группы Lustmord, там звучит дарк-эмбиент, записи из пещер. Мы сели и слушаем, 70 минут идет интро, слушаем и думаем: когда же начнется музыка? Компакт закончился, музыки нет. Так я познакомился с эмбиентом", — смеется исполнитель.

Вместе с группой Аудриус 20 лет назад делал большие перформансы, когда на сцене играли по несколько десятков человек. Их приглашали на международные фестивали. Но потом участники разделились. Сейчас у Шимкунаса тоже есть группа: он — field recording и два других участника — клавиши и экспериментальные гитары. Но в Калининград приехал один. Ехать всем вместе дорого. Хотя художник не любит давать концерты в одиночестве.

Такие разные звуки Литвы и Калининграда

"Я для своего field recording люблю делать многое сам: микрофоны, девайсы. Может, они не такие хорошие, как покупные, но мои. Конечно, некоторые вещи не сделаешь. Мой конек — мистический, я работаю в основном со звуками, которые не слышны простому уху: всякими вибрациями, которые присутствуют везде, подводными звуками, электричеством. Иногда бывает, что иду куда-то и думаю: вот это дерево, я принесу от него потрясающие звуки. Прихожу, сижу полдня и ничего нет. Такое случается часто", — объясняет художник.

© Sputnik / Галина НаумоваАудриус Шимкунас
 Саундскейп от Литвы: фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде - Sputnik Литва
Аудриус Шимкунас

Иногда к своим произведениям он записывает видео, чтобы слушателям было легче воспринимать звуки, которые издают различные предметы. Но видеоряд получается не всегда. Аудриус практически постоянно носит с собой рекордер и микрофоны.

"Я люблю записывать звуки деревьев, когда они трутся в лесу. Я знаю их все в своей округе. Вижу, как некоторые спустя годы стареют, пропадают, умолкают, умирают. Я регистрирую, какие уже не поют, замечаю новые. Меня раздражают птицы, они мешают выделить другие звуки. Приходишь в лес, и они везде чирикают. Хорошо зимой, когда их поменьше. Но я люблю ветер, в отличие от многих меня он не раздражает", — делится Шимкунас.

Самая тонкая, неслышная человеческому уху вибрация, которую уловил художник, связана со льдом. Когда вода только начинает замерзать, она как будто стреляет. Но перед этим идут другие фантастические звуки, которые невозможно объяснить словами.

"Подводные звуки были для меня большим открытием. Когда я первый раз надел наушники и забросил микрофоны в воду, для меня открылся новый мир. Я часто приходил на пруд, слушал, как он живет. А потом пруд затих, он умер. Неслышимые звуки для меня как слои. Один — вибрационный, второй — радио, третий — электрический. Иногда я записываю звуки сразу на несколько каналов, обычными микрофонами, акустическими, контактными, микрофонами для улавливания радио- или электромагнитных волн", — говорит Аудриус.

По его словам, звуки Литвы отличатся от калининградских. Наличие реки и близость моря дают о себе знать. По Калининграду он тоже прогуливался с техникой. Записал реку Преголь и пообещал выложить аудио на специальную звуковую карту мира.

"Звуковые карты — это документирование звуков наших городов. Мы знаем, как выглядели 100 лет тому назад Лондон и другие европейские города. Сохранились их фотографии и рисунки. А вот как они звучали тогда — данных нет. В фильмах ведь используются не подлинные звуки тех времен. Чем хороши современные звуковые карты? Тем, что люди через десять или более лет смогут услышать, какими были наши города. Очень важно зафиксировать, как они звучат сейчас. Потому что спустя время, когда построятся новые дома, звуки изменятся. Поэтому мне тоже очень интересно документировать звуки различных мест, где я бываю", — заключил Аудриус Шимкунас.

Лента новостей
0