Примечательно, что это уже не первое письмо, в котором лидер "крестьян" говорит о системном конфликте в политической системе страны. Автор статьи уже анализировал предыдущее обращение и тогда угадал, что у нынешних правящих есть все шансы переписать политическую историю независимой Литвы, но в том случае, если они победят на выборах президента. Однако воплотить это в реальность будет весьма сложно, потому что консерваторы как опора системы уже сломали и переехали не одного выскочку.
Настало время стратегически важного для народа выбора, и Карбаускис пишет: "Голосование за любого другого кандидата, кроме Саулюса Сквернялиса, означает, что консерваторы выиграют президентские выборы. Если так случится, через некоторое время литовцы поймут, что период, когда большинство в Сейме составляли "крестьяне", а правительством руководил Сквернялис, был глотком свободы, когда можно было свободно говорить и творить. В конце концов, освободиться из тисков неприкосновенных".
Как спросил бы один из героев известного фильма: "Какие ваши доказательства?"
Заколдованный круг
Для тех, кто хочет видеть правду, Карбаускис в своем письме ничего нового не сообщил — он просто зафиксировал то, что уже давно более-менее ясно. Однако простым людям на самом деле стоит напомнить, как в Литве рука руку моет.
Сначала президент Даля Грибаускайте как будто бы пыталась проводить самостоятельную политику, но позже стала всего лишь пресс-секретарем консерваторов в вопросах как внешней политики, так и внутренней. Как точно подмечает Карбаускис: "Профессор Ландсбергис выбрал для Литвы Далю, которую назвал долей всей Литвы". (Dalia дословно с литовского "доля" в значении "судьба, участь".)
Примеров, доказывающих это утверждение, предостаточно. Последний — публичное отрицательное отношение президента, которая даже не взяла бюллетень для голосования на референдуме по сокращению количества членов Сейма. А отношение это совпадает с мнением консерваторов. Что интересно, аналогично поступил и лидер социал-демократов Гинтаутас Палуцкас.
Кто бы мог подумать, что номенклатура так сильно испугается потерять часть рабочих мест, которые их кормят, и что "крестьяне" своей политикой заставят объединиться идеологических врагов (социал-демократов и консерваторов), которые, как оказывается, являются разными сторонами одной медали. Другими словами, тезисы Карбаускиса о том, что партия Палуцкаса превращается в нового сателлита консерваторов, очень близки к правде.
Наконец, почему так нервничает ставший руководителем Центробанка Литвы Витас Василяускас, что председатель Комитета Сейма по бюджету и финансам Стасис Якелюнас постоянно его спрашивает о связях со скандинавскими банками, которые фактически монополизировал банковский сектор страны. И это уже не говоря о знаменитом банкротстве Snoras, во время которого как раз и началась карьера господина Василяускаса как руководителя Банка Литвы.
К тому же Snoras никогда не нравился консерваторам, а когда Якелюнас цепляется к банку Revolut, его представитель Миколас Маяускас почему-то говорит, что угрозы не существует, хотя литовские СМИ трубят о "связях с Кремлем". В то время, как те же СМИ сообщают, что бизнес Карбаускиса торгует удобрениями, которые производит "фабрика друга Путина", консерваторы истерят. Мистика, да и только.
Понятно, что "крестьяне" не самая лучшая альтернатива устоявшемуся порядку интересов — им не хватает профессионалов, они совершают немало ошибок, часто поступают дерзко. Однако только за то, что они нервируют консерваторов и всю традиционную (сгнившую) политическую систему, хочется дать им еще один шанс, ведь Гитанас Науседа и Ингрида Шимоните — ничего нового.
План-хулиган Карбаускиса
Свое письмо Карбаускис завершил так: "Если в случае парламентских выборов узнаем, что у нас нет мандата человеческого доверия, сразу после выборов уйдем из правящего большинства". Блеф? Возможно. Кто же по своей воле отказывается от власти? А может, и нет.
В таком случае президент консерваторов должен предложить сформировать новое правительство премьеру консерваторов. Странно, что Габриэлюс Ландсбергис, который, по сути, должен мечтать о посте премьер-министра, отрицательно отнесся к подобному сценарию. А может, он только и умеет, что критиковать, а как доходит до реальных действий — прячется в кусты? Но тогда получится, что консерваторов устраивает нынешняя власть и Карбаускис вновь на коне.
Что ж, "крестьяне" выиграют и в том случае, если премьером станет не их представитель (смогут с наслаждением критиковать его до самых парламентских выборов), и если останутся во власти (оппозиция признает свою беспомощность, что тоже является хорошей основой для парламентских выборов, несмотря на враждебно настроенного президента). Ну а если письмо сработает и Сквернялис станет президентом, все сложится как нельзя лучше.
Подводя итог, можно утверждать, что обращение Карбаускиса к народу — не только предвыборный трюк, но и попытка заставить литовцев задуматься о том, что старая система не желает перемен, не хочет выпустить их из тюрьмы, в которой надсмотрщиками работают традиционные партии, верный руководитель Центробанка и послушный президент.
12 мая — день шанса и надежды. Возможно, вновь придется больно разочароваться, но ведь лучше попробовать и пожалеть, чем просто проголосовать за хорошо известное мрачное прошлое. Слово за вами, уважаемые жители Литвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.