ВИЛЬНЮС, 27 мар – Sputnik. В Литве политика доминирует над правом, что и показал судебный процесс по делу о событиях 13 января 1991 возле Вильнюсской телебашни, заявил в интервью Sputnik Литва член Комитета Совета Федерации по международным делам Олег Морозов.
"Никто не собирается вникать в детали, действительно рассматривать эти сложные и очень противоречивые исторические процессы так, как положено, когда есть объективно достоверная информация, есть возможность защищать ту или иную позицию, конкурировать и таким образом выяснять истину. К сожалению, то, как проходил процесс, и его результаты показывают, что здесь доминирует политическая конъюнктура, стремление представить события таким образом, как это выгодно сегодняшним властям Литвы, сегодняшним политикам", — заявил политик.
В среду Вильнюсский суд огласил приговор по "делу 13 января", по которому проходили 67 граждан России, Белоруссии и Украины. Они получили сроки от четырех до 14 лет лишения свободы за "преступления против человечности и военные преступления".
Большинство из них судили заочно, перед судом предстали только два россиянина — полковник запаса Российской армии Юрий Мель и бывший военный Геннадий Иванов.
Меля, который с 2014 года находится под арестом в Литве, приговорили к семи годам заключения, а Иванова, который проживает в балтийской республике, — к четырем годам. Ранее обвинение требовало для подсудимых 16 и 12 лет соответственно.
Вильнюсский суд также заочно приговорил к десяти годам заключения бывшего министра обороны СССР Дмитрия Язова и к 12 годам экс-офицера КГБ Михаила Головатова. Также 14 лет лишения свободы дали бывшему главе Вильнюсского гарнизона Советской армии Владимиру Усхопчику.
Верховный совет Литвы 11 марта 1990 года объявил о восстановлении независимости республики. В ночь на 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни прошли вооруженные столкновения. В результате погибли 14 человек, также более 600 оказались ранены.
В России не раз выступали с критикой данного судебного процесса в Литве, утверждая, что он ведется с нарушением международного и литовского внутреннего уголовного права, а фигурантам дела предъявили обвинения по не существовавшим в то время статьям.