Высшее руководство государства упорно старается не замечать усиления националистических настроений среди населения.
Официальные торжества по случаю 29-й годовщины подписания Акта о восстановлении независимости прошли в полдень на площади у стен Сейма. Прозвучали пламенные речи о том, как весной 1990 года Литва первой из 15 союзных республик покинула СССР. В тот день, 11 марта 1990 года, 124 депутата Верховного совета Литвы открыли новую страницу в истории государства.
"Это день, когда мы чувствуем гордость за свой народ и Литву", — сказала президент Литвы Даля Грибаускайте, которая сама на момент подписания исторического документа еще находилась в стане литовской компартии. Но об этом сегодня вспоминать деликатно не принято.
Слова президента и экс-председателя Верховного совета Литвы Витаутаса Ландсбергиса слушали несколько тысяч человек, которые затем с флагами и транспарантами прошли по главной улице столицы. Самые стойкие остались, чтобы и во второй раз прошествовать по проспекту Гедиминаса, но уже в компании националистов, которых литовские СМИ, тоже деликатно, именуют "народниками".
Сама природа противилась этому шествию националистов. Ко времени начала марша "народников", к 16:00, над Вильнюсом задул ветер, посыпался мелкий снег. Но что значит погода для истинных патриотов? Тем более когда предоставлена такая возможность — во всю глотку крикнуть инородцам: "Вон из Литвы!"
Первое шествие националистов прошло в 2013 году. Тогда мэр Вильнюса Артурас Зуокас не выдал разрешение на шествие по главному проспекту, а предложил националистам подыскать другое место для выражения своего патриотизма. На мнение мэра наплевали и гордо прошли по проспекту Гедиминаса, выкрикивая лозунг "Литва — литовцам!". Шествие охраняли усиленные наряды полиции.
Уже в 2014 году к этому лозунгу литовские националисты добавили лозунг украинских собратьев — "Слава Украине! Героям слава!". А в последующие годы по поводу получения официального разрешения на шествие националисты даже не заморачивались. О том, было ли выдано такое разрешение в этом году, в СМИ умалчивается.
В первые пару лет высшее руководство страны еще пыталось на словах как-то отстраняться от скандального шествия националистов. Из высоких кабинетов нацпатриотам советовали отказаться от провокационного лозунга "Литва — литовцам!". А в средствах массовой информации слово "националисты" заменили на нейтральное "народники". Но суть от этого не поменялась.
Сегодня даже слов осуждения в адрес "народников" из президентского дворца, Сейма и здания кабмина не слыхать…
Подбодренные таким молчаливым согласием, литовские националисты смелеют с каждым днем. Все чаще украшают свои транспаранты свастикой. Подручные же журналисты все это стараются завернуть в красивую обертку "символов Солнца у древних балтов".
А один из лидеров "Союза националистов Литвы" Юлиус Панка еще в 2016 году договорился до того, что открыто выступил против Европейской программы по приему беженцев из Африки и с Ближнего Востока. И это произошло задолго до массовых волнений "против беженцев" в Германии и Италии.
"В этом году (2016-м. — Sputnik) наш лозунг приобретает дополнительную актуальность. Кучу голодных тунеядцев хотят привезти к нам в страну. Им наши слова точно не понравятся. Но мы будет воевать, будем стоять на своем, и наши правнуки будут повторять наши же лозунги: "Литва — литовцам!" — заявил тогда Панка.
Как литовское руководство объяснит толерантному Брюсселю выходки своих сограждан под свастикой и националистическими лозунгами? Пока об этом стараются не думать… Дай бог, пронесет. У Брюсселя самого проблем по горло. Так что мелкие шалости националистов в такой микростране, как Литва, не сделают погоду во всем Евросоюзе.
В этом же году столь громких заявлений от лидеров националистов не последовало. А редкие комментаторы, польщенные вниманием журналистов, почему-то старались не афишировать свои имена и фамилии. Может, что-то предчувствуют?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.