Былой оптимизм в плане возможности и желательности вытеснения "Газпрома" с европейского рынка сменился тезисом о том, что Германия настроена — и даже практически обречена — покупать больше российского газа независимо от того, что по этому поводу думает или делает администрация Дональда Трампа. Именно об этой "газовой неизбежности" пишет американское агентство деловой информации Bloomberg.
Так уж повелось, что американские деловые СМИ болеют за американские компании и зачастую демонстрируют не до конца обоснованный оптимизм в плане описания радужных перспектив своих спонсоров и рекламодателей. Тем ценнее те редкие моменты, в которые даже самые последовательные болельщики за американских экспортеров СПГ и усилия американской дипломатии по борьбе с Россией признают, что очередной раунд затяжной войны за европейский энергетический рынок фактически проигран. А то, что для поражения американской стороны будет найдено подходящее и не очень обидное для американского самомнения объяснение, является своего рода бонусом. И подтверждением того, что, по крайней мере на пропагандистском уровне, наши оппоненты перешли от заявлений о неизбежной победе к разъяснениям, что это не они проиграли "Газпрому", а "оно само так получилось". Или, как пишут журналисты Bloomberg, "климат изменился", пишет Иван Данилов в материале для РИА Новости.
Надо отдать должное американским журналистам: они нашли довольно элегантный способ решить неприятную задачу — объяснить читателям, почему Ангела Меркель упорно защищает "Северный поток — 2", несмотря на давление Дональда Трампа и "всего свободного мира", попутно отказываясь освободить место на немецком (и — опосредованно — европейском) энергетическом рынке для демократического американского СПГ. Использовать в качестве объяснения тот очевидный факт, что российский газ дешевле, просто нельзя. Компании США и американские инвесторы платят налоги и вкачивают деньги в лоббистские усилия по всему миру не для того, чтобы потом заниматься честной конкуренцией с "Газпромом".
Вариант "Ангела Меркель сознательно дистанцируется от Соединенных Штатов и продвигает европейскую независимость от (почти бывшего) мирового гегемона" — тоже не подходит, ибо выводы из этого тезиса напрашиваются совсем неутешительные, причем не только для администрации Трампа, но и для будущего Америки в целом. Методом исключения в качестве идеального объяснения немецкой непреклонности в вопросе импорта газа из России была выбрана... немецкая любовь к экологии и зеленой энергетике, которая буквально толкает Ангелу Меркель в объятья российского газового гиганта.
Bloomberg сообщает: "Газ будет одним из главных бенефициаров от усилий канцлера Ангелы Меркель по закрытию угольных и атомных электростанций, которые производят половину электроэнергии страны. В то время как правительство стремится стимулировать использование возобновляемых источников энергии, руководители отрасли, специалисты по прогнозированию энергетики и инвесторы говорят, что потребуется больше газа, чтобы сбалансировать энергосистему (страны), когда производство электроэнергии на ветряных и солнечных электростанциях будет уменьшаться. Этот взгляд на ситуацию помогает объяснить, почему Меркель разрешает строительство трубопровода Nord Stream 2 из России и стимулирует создание новых мощностей для импорта сжиженного природного газа".
Из этого объяснения следует, что без российского трубопроводного газа никакого перехода на зеленую энергетику в Германии не получится. А значит, во имя экологии (а для современного западного обывателя и даже бизнесмена экология — это святое) придется терпеть "Северный поток — 2" и резкое сокращение доходов "молодой украинской демократии" от транзита российского газа. Ибо экология — это намного важнее, чем состояние украинского бюджета.
Получается симпатично: никакого конфликта по линии Вашингтон — Берлин не существует, а есть всего лишь последовательное желание Германии обеспечить реализацию плана по переводу немецкой экономики на зеленую энергетику, которая, оказывается, не может функционировать без так называемых дублирующих мощностей, для которых требуются просто колоссальные объемы (желательно доступного по цене, а значит, российского) природного газа. Грязный секрет чистой зеленой энергетики заключается в том, что она в принципе нежизнеспособна без дублирующих мощностей, то есть без конвенциональных источников энергии, которые могут "включаться по щелчку" для того, чтобы компенсировать неизбежные перепады производства энергии зеленой.
У этой смены риторики вполне могут оказаться политические последствия. В случае если этот нарратив от Bloomberg станет доминирующим в западном инфополе, получится, что сторонники "Северного потока — 2" — это не "путинопониматели", а борцы за спасение планеты от глобального потепления. Это не может не радовать. Будет совсем забавно, если тот же дискурс станет использовать российская дипломатия, что позволит, например, обвинять администрацию Дональда Трампа в желании сорвать планы по экологической перестройке в немецкой энергетике. Лозунг "Спаси планету, купи у "Газпрома" газ!" выглядит вполне перспективным в плане международного брендинга российского гиганта.
Если приведенные в статье Bloomberg оценки в плане роста немецких потребностей в импорте природного газа оправдаются хотя бы частично, то очевидно, что в средне- и долгосрочной перспективе Берлин обеспечит для "Северного потока — 2" полную загрузку по аналогии с "Северным потоком — 1", несмотря на сопротивление Трампа и директивы Еврокомиссии. Впрочем, даже в этом сценарии инвесторы в американские СПГ-компании могут рассчитывать на определенный позитив: экспортерам США достанется та часть рынка, на которую просто не хватит российского газа. Мелочь, конечно, но Дональд Трамп сможет хорошо на ней попиариться.