Связи с общественностью, или публичные связи (англ. public relations, PR) — это действия, с помощью которых субъект, распространяющий известие, стремится сформировать у принимающих целевых групп определенное отношение к объекту, а именно положительное отношение к субъекту и отрицательное к объекту, то есть к конкуренту.
"Индустрия лапши", "опиум для народа" — это всего лишь несколько определений для работников по связям с общественностью. А самые худшие оценки получает политическая коммуникация и ее технологи.
Литовские пиар-компании избегают публично участвовать в избирательных кампаниях. Берегут свою репутацию.
Поэтому большинство кандидатов в президенты Литовской Республики во время выборов о связях с общественностью заботятся сами или обращаются за косвенной, непубличной помощью к людям, работающим в сфере пиара.
Исключением является Гитанас Науседа, который работает с агентством по связям с общественностью Idea Prima и еще несколькими консультантами-волонтерами. Вполне вероятно, что волонтеры не пожалеют сил. Ведь лозунг господина претендента в президенты — "Все силы для Литвы!".
Валентинас Мазуронис, Арвидас Юозайтис, Аушра Малдейкене утверждают, что из принципа не хотят работать ни с какими агентствами по связям с общественностью.
"Моя философия очень проста: я не товар, нет такой вещи, как Малдейкене", — еще совсем недавно говорила Аушра Малдейкене. И подчеркнула: "Я категорически против агентств по связям с общественностью, которые, в конце концов, продают все, что хотят. Половина зала Сейма вообще никогда не поймет, что такое политика, не являются политиками и никогда не станут ими. Они ими стали потому, что кто-то их произвел и упаковал в бумагу, а Малдейкене не нужно упаковывать в бумагу". А еще она добавила, что в команде у нее будет человек, который поможет.
Госпоже Малдейкене эта помощь больше не понадобится. Госпожа вышла из борьбы за самый важный пост в Литве.
Мазуронис тоже не хочет, чтобы кто-то диктовал ему, что и как говорить.
"Когда я стал министром окружающей среды и меня все спрашивали, кто будет моим пресс-секретарем, мой ответ был: Валентинас Мазуронис. Президент — не фигурка, за которой будут выстраиваться советники, видящие себя на той или иной позиции, как сейчас уже выстраиваются за спинами многих кандидатов. Мне таких не нужно", — утверждает Мазуронис.
Арвидас Юозайтис уверяет, что решение не работать с агентствами было вызвано как финансовыми, так и принципиальными причинами.
"Я не думаю, что имидж должен идти перед кандидатом, а агентства создают именно имидж. Для меня это кажется неважным, потому что я не являюсь легендой "Саюдиса" и сам смогу справиться, кроме того, мы не хотим тратить на это финансы", — сказал Юозайтис.
Наглис Путейкис не скрывает, что хотел бы работать с профессиональным агентством, но у него нет на это средств.
"Мы не получаем от государства дотаций и не имеем средств для найма. Нам приходится ремонтировать автомобиль политического движения и самим управлять им, нет того, кто бы помог", — сожалеет Путейкис.
"Личности", сконструированные работниками политической коммуникации, не имеют шансов долго сохранять свои маски. Даже если их проверяют подпоенные и подкормленные избиратели. Искусственные политики рано или поздно дают промах, отстаивая не свою позицию. Люди чувствуют их неискренность.
Очень просто поддаться первому импульсу "люблю — не люблю". Тот факт, что электоратом легко манипулировать, должен обеспокоить и самих работников политической коммуникации.
Бои без правил
Так эксперты и политические обозреватели поспешили назвать нынешнюю президентскую кампанию. Но действительно ли — без правил? Ведь у правил есть исключения.
Премьер-министр Саулюс Сквернялис постоянно встречается с консультантом по связям с общественностью Дарюсом Гудялисом. Но их встречи не декларируются. Оба уверяют, что это не связано с президентскими выборами. Нет и официальных договоров. Между тем компания Гудялиса выигрывает рекордные суммы в государственных закупках. В комиссии по самой крупной выигранной закупке правом решения обладал и советник премьера.
Эта "оригинальная" форма вознаграждения за услуги по связям с общественностью вроде и не имеет непосредственной связи с правилами финансирования политической кампании, установленными Главной избирательной комиссией Литовской Республики.
Но если было получено вознаграждение, хотя и не совсем по правилам, то услуга должна быть оказана. И она оказывается. Правда, от стандартов, от классики пиара не отдаляется.
Просто повседневность связей с общественностью. Рутина.
Сквернялис — Гудялис (VIP Viešosios informacijos partneriai — "VIP партнеры по публичной информации") больше не скрывают, что не нацелены на избирателя, с которым разговаривают Науседа и Шимоните. Это одна из технологий выборов: решить, с какой аудиторией разговаривать и что ей говорить.
В речи Сквернялиса появились определенные слова, эмоциональные нюансы, которые нацелены точно не на интеллектуалов. Это сконструированные тексты.
Тексты Сквернялиса — Гудялиса как уставные приказы — предложения короткие, короткие абзацы. Это пазл из лозунгов.
Гудялис причислил господина Сквернялиса к простым людям. Не как кандидата от элиты. Так используется момент отделения. Ведь многие люди чувствуют себя не выслушанными, не услышанными. Таких — огромная масса. А вот Науседа называется кандидатом от элиты.
Консультанты по выборам, работающие с политиками, давно разделили всех нас на целевые группы. Они знают, где, кому и что надо сказать, чтобы выглядеть своими. Если в речах и действиях кандидата вы не находите того, что вам бы понравилось, значит, кандидат на ваш голос даже не претендует.
Команда кандидата заботится о том, чтобы человек подумал: смотри, я тоже так думаю, я тоже этого хочу, кандидат правильно говорит.
Сквернялис (с помощью Гудялиса) в предвыборном марафоне взял на себя роль отца-спасителя. Премьер-министр позиционируется как глава семьи, нации. Сквернялис хоть и находится у власти, но пытается создать символ жертвы во власти.
Если все будет нашим — и президентский дворец, и Сейм, и правительство, — в Литве будет рай. В последней речи Сквернялиса на съезде партии прямо говорится о построении вертикали власти, о том, что следует встать плечом к плечу и вместе создавать эту вертикаль.
Выборы — лотерея
Голосуешь и не знаешь, выбираешь настоящего кандидата или голосуешь за персонажа, упакованного его советниками и пиар-консультантами. Чем больше команда советников и пиар-консультантов, тем чаще возникает вопрос, сколько остается подлинности от самого кандидата и сколько составляет домашняя работа команды?
Что же тогда выбираешь ты, выбираю я, выбираем мы?
Покупаешь одну конфету, разворачиваешь, смотришь, а внутри совсем другое. И никаких гарантий возврата.
О своем участии в президентских выборах объявили несколько кандидатов. Науседа, Сквернялис и Шимоните считаются фаворитами этих выборов.
А кого объявим фаворитами вмешательства в выборы? ЗАО Idea Prima? ЗАО VIP Viešosios informacijos partneriai? Дарюса Гудялиса? Волонтеров — господ и дам икс, игрек, зет?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.